Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Гуситские движения в Чехии"

Цели: - познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;

            -раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;

            - показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;

            - раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;

            - совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;

            - развивать умения анализировать текст, выделять главное

на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

            - показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.

Оборудование: презентация, учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2007.

Основные понятия: гуситы; табориты, умеренные (чашники), церковный собор, сейм

 

                                                                    Ход урока.

1.  Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

 

3. Сообщение темы и целей урока.

ПЛАН.( сл. 3)

1. Чехия в XIV веке.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса.

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

4. Крестовые походы против гуситов.

5. Народное войско.

6. Конец гуситских войн. Значение.

7. Значение гуситского движения.

 

( сл. 4) Задание на урок.

Почему в Чехии борьба за независимость вылилась в борьбу против католической церкви? Чем гуситские войны отличались от восстаний крестьян в Англии и Франции?

 

                            ( сл. 5)        Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает

                                                                        правду, изучает правду, говорит правду,                              

                                                                       защищает правду до смерти”

                                                                                                           (Ян Гус)

4. Изучение нового материала.

                   1) рассказ учителя:

                                1. Чехия в XIV веке

( сл. 6) В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV. Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.

( сл. 7)

- Что же сделал король для развития государства?

            1) Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.

            2) покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.

( сл. 8)

- К каким последствиям могла привести эта его политика?

            1) Чехия переживала хозяйственный подъем.

            2) По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе.

            3) В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стек­лянной посуды.

            4) В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути.

            5) В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

 

( сл. 9) В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

 

( сл. 10) В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.

 

Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

- Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

 

                                     2. Жизнь и смерть Яна Гуса.

( сл. 11) В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371—1415).

( сл. 12) - Что содержалось в его речи, что так привлекало слушателей?

            1) Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности.

            2) Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» — говорил Гус.

 

( сл. 13) От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы — переустройства церкви.  

            * Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей;

отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке.
Гус сам разработал грамматику чешского языка.
В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», — утверждал Гус.

 

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

 

( сл. 14) Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

- Давайте прочитаем о том, каково было мнение присутствующих на соборе епископов

                        2) работа по учебнику

                        Стр. 197 – синим цветом

( сл. 15) – казнь Яна Гуса

                        3) рассказ учителя

                    3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

 Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

 

( сл. 16) В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

 

( сл. 16)  - работа со схемой.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

 

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Требования: они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

 

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

                        4) самостоятельная работа по учебнику:

                                   Стр. 199 – 201 – Крестовые походы против гуситов

- Кто организовал поход против гуситов? ( папа)

- Из кого состояло войско крестоносцев? ( из немецких феодалов, рыцари и наёмники из других стран)

- Когда начался этот крестовый поход? ( в 1420 г.)

- Как вели себя крестоносцы? ( грабили и убивали)

- Чем закончился этот поход?

 

                                  5 ) рассказ учителя:

                                   5. Народное войско.

( сл. 17)

-  В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, коса­ми, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

 

( сл. 18) С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

 

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

( сл. 19) Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко вглубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины — бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

                       

                                   6. Конец гуситских войн.

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.

 

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

 

( сл. 20)  В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

                       

                        6) самостоятельная работа учащихся:

- Прочитать п. « Значение гуситского движения» и выписать значение гуситского движения

                                  Значение гуситского движения.

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) герои­чески боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев.

            1) В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической.

            2) Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри.

            3) Крестьяне перестали платить десятину.

            4) В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм — собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем.

            5)  Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.

 

 

5. Подведение итога урока.

    ( сл. 21)         Вопросы на стр. 203

6. Домашнее задание:

( сл. 22) Параграф 25, вопросы. рабочая тетрадь


Просмотров: 575 | Загрузок: 97
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Чехии
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar