Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Государства и народы доколумбовской Америки"

Цели: сформировать у учащихся представление о государствах и народах доколумбовой Америки.

             Познакомиться с основными занятиями народов доколумбовой Америки;

            - выяснить особенности управления государством и главные достижения культуры американских народов.

            - продолжать формировать умение работать с картой, « читать» её;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: комбинированный.

Оборудование: Агибалова Е.В.: учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2007.

рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История Средних веков» (задание №1, №4 к параграфу 33);

атлас по истории средних веков для учащихся 6 класса - карта «доколумбова Америка»;презентация,

Основные понятия: майя, ацтеки, инки, полуостров Юкатан, город Теночтитлан, горы Анды, страна инков Перу, город Куско.

 

                                               Ход урока

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

            1) устный ответ

            2) сообщение об архитектурном сооружении Индии

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительному миру средневековья и сегодня мы отправимся в путешествие по государствам, расположенным сразу на двух материках. Что это за государства?

- Сегодня, в ходе нашего путешествия, мы узнаем, чем занимались, как жили индейские племена майя, инки, ацтеки; познакомимся с особенностями управления государством, культурой, языком индейских племен. Это путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки

( сл. 2)  Работаем по плану:

Занятия.
Как жили майя.
Ацтеки.
Государство инков.

 

( сл. 3)  Задание на урок:

Подумайте и ответьте: какой след оставили народы и государства доколумбовой Америки в историю человечества?

 

4. Изучение нового материала.

                        1) работа с картой

- А  как вы думаете, почему этот континент называют доколумбовой Америкой?

 ( доколумбовая Америка – это континент, который открыл Христофор Колумб (хотя он считал, что открыл Индию, но он ошибся – он открыл Америку), а до тех пор, пока он его не открыл континент и назывался доколумбовая Америка)

- Итак, давайте, обратим внимание на то, какую территорию по площади занимал континент Северная и Южная Америка

- Назовите океаны и моря, которые омывают берега Северной и Южной Америки?

 

Изучение истории народов доколумбовой Америки открыло удивительный мир индейцев.
- Изучая материал, мы будем эти данные заносить в такую таблицу

 

   Народ

Территория

Занятия

Общественные

отношения

Достижения культуры

    Майя

     Ацтеки

      Инки

           

                                   1. Занятия.

( сл. 4) - Северная и Южная Америка были населены множеством племен и народов. Большая их часть добывала средства к жизни охотой и рыбной ловлей.           ( сл. 5)

- А как вы думаете, каких культуры могли разводить индейцы?

Но на юге Северной Америки, на возвышенностях Центральной и Южной Америки развивалось земледелие. Здесь выращивали неизвестные европейцам расте­ния: кукурузу, картофель, подсолнечник, поми­доры, какао, табак.
( сл. 6)

- А каких животных разводили индейцы?

Жители большей части материка не умели приручать животных. Лошади в Америке не водились. Лишь на севере были приручены со­баки, а на юге — ламы. Из птиц разводили индеек и уток.
( сл. 7) Индейцы не знали важных достижений, известных народам других континентов: желе­за, плуга и колеса, огнестрельного оружия. Орудия труда и оружие они делали из дерева, камня и бронзы.

( сл. 8) В Америке были большие залежи золота и серебра. Индейцы изготовляли из них украшения, амулеты и разные фигурки. Они не считали эти металлы драгоценными и не скапливали их как богатства, но только как культовые ценности племени. Это потрясло ев­ропейцев и вызвало их жестокую жадность.
- У большинства индейцев были родоплеменные порядки. Выше других народов по разви­тию хозяйства и культуры стояли майя, ацте­ки, инки.

                                           2. Как жили майя.

( сл. 9) Народ майя населял по­луостров Юкатан и прилегающую к нему об­ласть в Центральной Америке, покрытые густы­ми джунглями. Земля принадлежала общинам; каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок.                   ( сл. 10) Христианский епископ, позже наблюдавший жизнь майя, сообщил: «Эти индейцы имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех своих работах».
( сл. 11) В I тысячелетии нашей эры у майя возник­ли города-государства во главе с правителем — «великим человеком, передавшим власть по на­следству». С населения округи он собирал на­логи.
( сл. 12) В Средние века майя уже знали письмен­ность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Жре­цы записывали молитвы, мифы и исторические события. Надписи высекали также на стенах храмов и высоких каменных столбах.

( сл. 13) Жрецы указывали сроки начала земледель­ческих работ на основе календаря, который был одним из самых точных календарей народов Древности и Средневековья. В городах майя строились астрономические обсерватории. Жре­цы вычисляли время обращения планет вокруг Солнца и могли предсказывать солнечные и лунные затмения.
Основой счета у майя был не десяток, как у нас, а двадцатка. Впервые в мире, раньше ин­дийцев, они ввели нуль.
( сл. 14) Архитектура майя была своеобразной, стро­ительное дело стояло на большой высоте. Чтобы построить город, майя расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из камено­ломен многотонные каменные глыбы; их шлифо­вали и покрывали резьбой.

( сл. 15) Улицы городов пере­секались под прямыми углами друг к другу. Между городами были проложены прекрасные дороги, покрытые гладко отесанными каменны­ми плитами.
( сл. 16) На высоких платформах сооружали дворцы и храмы в виде ступенчатых пирамид; некото­рые из них использовали как гробницы прави­телей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проемы.
- Постройки украшали статуями богов и рель­ефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены. При раскопках найдено множество керамических предметов: сосуды, блюда, статуэтки в виде человеческих фигурок.

                                         3. Ацтеки.

( сл. 17 – 18 ) В Мексике, на плоскогорье высо­той 2000 м над уровнем моря, у подножий гор­ных вершин расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. В XIII веке сюда с севера пришли ацтеки и основали на островах посреди большого озера город Теночтитлан. Острова соединили дамбами; город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль ко­торых возвышались храмы и дворцы, украшен­ные рельефами и мозаикой.
( сл. 19) У горожан земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укла­дывали поднятые со дна озера водоросли и пло­дородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.
( сл. 20) Во главе государства стоял наследственный правитель — «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье и брали подати с подвла­стных селений. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Сво­им мужеством на войне рядовые воины, воору­женные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати; таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или дела­ли рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.
( сл. 21) Больших успехов ацтеки достигли в ремес­ле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоцен­ные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка и вышивки с про­кладками из цветных птичьих перьев.

В столице существовали школы для рядо­вых ацтеков и для знати.

- Как вы думаете, чему учили в школах ацтеков? ( В обычных школах обучали земледелию, ремеслам и военному де­лу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству.)

- Сохранились произведения ацтекской литературы — гимны богам и эпические поэмы. В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; луч­ших из них награждали премиями.

                                   4. Государство инков.

( сл. 22) В суровых горах Ан­дах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна инков Перу. Цент­ром ее был город Куско с прилегающей до­линой.

( сл. 23) Государство инков возникло в XII веке. Инки постепенно завоевали соседние племена, подчинили большие области. Во главе государ­ства стоял неограниченный правитель — верхов­ный Инка. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа. Власть правителя переходила одно­му из законных сыновей, по его мнению, наи­более способному. Кровные родственники Инки, называвшие себя «Сынами Солнца» (Солнце было главным богом инков), занимали высшие должности в государстве.
( сл. 24)  Государство инков было подчинено интере­сам войны и по образу жизни напоминало ка­зарму. Мужчины были поделены на отряды — десятки, сотни и т. д. — во главе с начальника­ми. Дисциплина в войске была крайне суровой: воина, который во время марша вышел из ря­дов, могли покарать даже смертью. Армия ин­ков побеждала и своей численностью: на одно­го врага приходилось до 20 инкских воинов.
- давайте прочитаем о том, чем занимались инки

                     2) работа по учебнику

                                   Стр. 261 ( население жило…)  262

Между частями обширной страны была на­лажена почтовая связь. Сообщения с мест в сто­лицу передавали гонцы-бегуны, дежурившие парами на каждом участке дороги.
-Дети «Сынов Солнца» обучались в специаль­ных школах. Письменности инки не знали. Дети на память заучивали сведения о религии, истории, порядке управления, законах и обычаях инков, военном искусстве. Составной частью воспитания были поэзия, музыка и танцы.
-( сл. 25) Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость инков в Куско рас­полагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями. Три башни на вершине хол­ма были окружены стенами из огромных камен­ных глыб весом по нескольку сот тонн каждая. До сих пор среди ученых нет единого мнения, как такие глыбы перемещали без колесных по­возок с помощью канатов по горам на десятки километров!

Так народы средневековой Америки создали необычные порядки и оригинальную культуру, не похожую ни на одну из культур народов Европы и Азии.

 

5. Подведение итога урока.

- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какой ответ у ваз возник на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока?

Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
У них складывались классовые общества и возникали государства.
Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

 

6. Домашнее задание:

            Параграф 33, записи, рабочая тетрадь


Просмотров: 589 | Загрузок: 117
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: доколумбовская Америка
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar