Конспект и презентация к уроку истории "Культура Западной Европы в раннее Средневековье"

Цели: - раскрыть основные представления средневековых людей об окружающем мире;

            - показать роль христианства в развитии литературы, искусства и просвещения;

            - познакомить с искусством рукописной книги, в частности  книжной миниатюры;

            - обеспечить усвоение новых понятий

Оборудование: компьютер, презентация, листки для проверки домашнего задания;

 

                                               Ход урока.

1. Организационное начало урока.

 

2. Проверка домашнего задания:

                                   Терминологический диктант.

( сл. 3 –  9)

Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
Хранилище письменных исторических источников.
« Ведущие за собой войска».

      4. Постоянные военные отряды.

      5. Расчётливый и жестокий король из рода Меровея.

      6. Специальное поселение монахов.

      7. Столовая в монастыре.

      8. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу, позднее передаваемое в наследованное пользование.

      9. Король, на голову которого  папа римский в 800 году возложил корону.

     10. Почётное или воинское звание.

      11. Война между феодалами.

     12. Отношения между феодалами, на верхних ступеньках стояли самые крупные, на нижних – мелкие.

     13. Знатные господа, состоявшие при дворе  короля и его свите.

     14. Во время переговоров означало равноправие и достоинство каждого участника встречи.

     15. Посланцы папы для распространения христианства.

 ( сл. 10)  Ключ:

Средние века.                      9. Карл
Архив.                                               10. Титул
Герцог                            11. Междоусобные
Дружина                         12. Феодальная лестница
Хлодвиг                         13. Придворные
Монастыри                    14. Круглый стол
Трапезная                      15.Миссионеры
Феод

 

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 11)

 Представления средневекового человека о мире.
Каролингское Возрождение.
« Семь свободных искусств».
Искусство рукописной книги.
Литература.
Жонглёры.

 

4. Изучение нового материала.

                        1) рассказ учителя.

( сл. 12)  Представления средневекового человека о мире.

- В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской местности Это было связано с несколькими причинами:

            1) связи между селениями были редкими

            2) дальние путешествия были опасными и трудными

            3) из-за плохой дороги передвижения были медленными.

            4) Но дипломаты и правители, купцы, воины и миссионеры ездили по всей Западной Европе и составляли сведения о  том времени.

( сл. 13) Учение Пифагора о том, что Земля – шар, не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится  в центре Вселенной.

( Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне шара, должны ходить « головой вниз», а деревья – расти « вверх корнями».

( сл. 14) Древнегреческий учёный Фалес представлял Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу двигаются Солнце, Луна и пять известных планет.

( сл. 15) Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. ( сл. 16) Восток на средневековых картах помещали наверху, там располагается гора, на которой находится рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

( сл. 17)  Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.

( сл. 18)

Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.

( сл. 19) К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников и памятных событий, как. Например, смена государя, голод или эпидемия.

 

- Как же измеряли время в Средние века?

( сл. 20) Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.

( сл. 21) Водяные и песочные часы помогали определить  отдельные отрезки времени.  Инструменты были очень не точны. Ночь разделяли на « три свечи». Короткие промежутки времени измерялись временем, за которое нужно было прочитать молитву                 « Отче наш».

( сл. 22) Как на ваш взгляд  в Средние века люди объясняли смену времён года? Ответить нам на этот вопрос поможет материал в учебнике.

                       

                                               2) работа по учебнику:

                                            Стр. 46 ( « По- своему люди объясняли…) до стр. 47

 

                                               3) рассказ учителя:

( сл. 23) Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.

( сл. 24) Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах .

( сл. 25)  Особенности « Каролингского Возрождения» ( записать)

            1) в империи огромное влияние имели римские традиции;

            2)  чиновники пользовались латынью

            3)  знатные франки подражали античным аристократам и патрициям

            4) советниками Карла были люди, знающие римскую культуру

( сл. 26 – 27 ) Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.

( сл. 28) При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов. Император знал языки покорённых народов, хорошо понимал латинский язык. ПО словам его биографа, Карл держал под подушкой навощённую дощечку, чтобы в свободное время приучить руку к писанию, но писать так и не смог научиться.

( сл. 29)  Карл строил во многих городах каменные дворцы и церкви. Сохранилась лишь

здание Ахенской капеллы. А все остальные уже разрушены. Но Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

( сл. 30)  Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы.

( сл. 31) В чём же были особенности данных школ?

1. Дети учились вместе с юношами

2. Деление по возрасту не было.

3. Обучение шло на латинском языке, языке образованных людей. На нём читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

  В полное школьное образование входило изучение « семи свободных наук».

- Что это за науки, вы узнаете. Прочитав материал на стр. 49 - 50

                                   4) работа по учебнику:

                                   Стр. 49 -50

- НА какие группы делились « семь свободных наук»?

- Какие науки входили в тривиум? ( грамматика, риторика, диалектика)

- Какие науки составляли квадриум? ( арифметика, геометрия, астрономия, музыка)

- Какую науку считали царицей? ( богословие)

- Кого называли авторитетом в той или иной науке? ( мудрецов)

- Какой же учебник был самым главным? ( Библия)

- Кого же в Средние века могли считать образованнейшим человеком? ( того, кто знал мнения авторитетов по любому вопросу).

( сл. 32)

                                   5) рассказ учителя:

( сл. 33) В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. ПО своему виду она отличалась от античной.

В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена    ( специально обработанная кожа молодых телят или ягнят).

( сл. 34) В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамента.  Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием. Например, на Библию уходило 300 шкур телят.

 

- А как вы думаете, сколько людей трудилось над книгой? Людьми каких специальностей изготавливалась книга? ( стр. 50 – последний абзац)   

( сл. 35 – 37)

( сл. 38) - На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.

 

                                   6) самостоятельная работа:

- А сейчас каждый из вас подготовит небольшой рассказ о жанре средневековой литературы и расскажет о прочитанном своим товарищам.

            1) жития святых – стр. 51 – 1 абз. п.5 – ( сл. 39)

            2)хроники – стр. 51 ( 2 абзац п.5)  - 52   ( сл. 40)

            3)эпические песни – 52 – 53 ( до « Песни о Роланде») ( сл. 41)

            4) « Песнь о Роланде» ( стр. 53 – 54) ( сл. 42)

(  - Проверка работы учащихся)

 

( сл. 43) В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам

 

5. Подведение итога урока.

                        Игра « Крестики – нолики» ( Х – верно, О – неверно)

 

1. Правители и дипломаты, купцы и воины ездили по Западной Европе и оставили много сведений (Х)

2. Фалес представлял Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком (Х)

3. Хронисты, определяя время использовали слова « в это время»,  « вскоре после того…» (Х).

4. В Средние века люди считали, что ночь – это время господа, , когда нужно молиться (О).

5. Каролингское Возрождение – это эпоха подъёма культуры (Х)

6. В соборных школах было деление детей по возрасту и по классу(О)

7. В полное школьное образование входило изучение « семи свободных наук» (Х)

8. НА пергаменте писали птичьими перьями (Х)

9. В житиях описывался жизненный путь святы, признанных церковью.(Х).

 

6. Домашнее задание:

                        Параграф 5, вопросы, записи, вопрос 6 письменно, рабочая тетрадь


Просмотров: 756 | Загрузок: 116
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Европы
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar