Конспект и презентация к повторительно-обобщающему уроку истории в 6 классе "Откуда есть пошла земля Русская"

Целевая установка урока.

1. Повторить и обобщить пройденный материал, закрепить знания учащихся по истории родной страны и родного края, содействовать формированию следующих образовательных компетенций: ценностно-ориентированной, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной и компетенции самосовершенствования.

2. Способствовать развитию интереса учащихся к истории России и родного края, содействовать формированию чувства гордости за свой народ и страну, осознанию ценности научных знаний и важности овладения ими.

3. Актуализировать уже полученные знания по истории России; содействовать развитию умения свободно оперировать историческими понятиями, развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к ситуации исторического поиска.

 

Оборудование урока

Карта «Расселение славян».
Портреты первых русских князей.
Раздаточный материал: карточки с датами, задания для конкурса

«Историческая лаборатория», купоны с заданиями для конкурсов, жетоны-«звёздочки» для правильно ответивших участников.

Проектор для демонстрации видеоматериала.
Мультимедийная презентация по теме урока.

 

Методическая литература

Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001
История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества: 6 – 7 кл. Пособие для учителя. / М.: Аквариум, 1999.
Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2001.
Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1/ История России и её ближайших соседей. – М.: Аванта+, 1995.

 

Ход урока

 

Вступительное слово учителя.

 

(слайд 1)

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы с вами в палатах белокаменных, чтобы поговорить о временах стародавних, для нас, потомков, важных. Во времена те зарождалась земля Русская, её мощь и величие закладывались. (по щелчку на слайде появляется тема урока) Вспомним мы богатырей могучих, за Отечество стоятельных, и князей великих, Русь укреплявших и прославлявших.

 

Основная часть.

Как же назывался тот славный народ?

Славяне     (слайд 2 - карта)

Какие союзы племён существовали у славян?

Радимичи, вятичи, кривичи, северяне, древляне…

(по щелчку на карте появляются названия союзов славянских племён)

Если бы мы жили в то время, то к какому племени относились бы?

 

Откуда нам известно, где и как жили люди минувших веков?

Археологические находки.

 

Следы тех людей (остатки жилищ, орудий труда, посуды) археологи находят в разных частях Воронежской области. Вот это – осколок древнего кувшина (а может быть, вазы), который разбили люди, жившие на берегу реки Усманка, недалеко от посёлка Сомово. Подержите его в руках, рассмотрите его. Это как письмо из далёкого прошлого. Проникнитесь его духом.

 

Как же жили те люди, восточные славяне? Сейчас гусляр-сказитель нам расскажет об этом. А вы слушайте внимательно. Сказитель стар, может что-нибудь напутать.

 

(по щелчку - аудиорассказ о жизни славян на фоне видеоряда:

 

В стародавние времена в вековых лесах и бескрайних степях жили племена славян. Это были могучие высокие светловолосые богатыри огромной силы. У них не было царя, а все вопросы решались ПАРЛАМЕНТОМ (ВЕЧЕ). Главным занятием славян было земледелие. С раннего утра до позднего вечера трудились славяне на поле. Ведь прежде, чем сажать, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни, сжечь их, а золой удобрить почву. Это ПЕРЕЛОЖНАЯ СИСТЕМА (ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ) земледелия. Выращивали славяне репу, капусту, чеснок, пшеницу, РИС, просо… Восточные славяне были МУСУЛЬМАНАМИ (ЯЗЫЧНИКАМИ). Для поклонения своим богам они не строили храмов. Более всего почитали бога Солнца – Ярило, бога грома и молний – Зевса (ПЕРУНА). С родителями они были почтительными, с  врагами – непримиримыми, с иноземцами – гостеприимными.)

 

Всё ли правильно рассказал нам гусляр?
Что надо изменить в его рассказе?

 

Шли годы… У славян образовывались города.

Какие города были у славян?

Новгород, Киев…

Как назывались правители русских земель?

Князья.

 

Сегодня у нас есть возможность повстречаться с этими князьями.

 

(Выбираются 6 человек, которые получают задание рассказать о каком-либо князе от первого лица, не упоминая его имя. Время на подготовку – 5 минут.)

 

Откуда современные люди узнают о жизни и деятельности древнерусских князей?
Что такое летопись?
Какая самая древняя летопись вам известна?

 

Сейчас мы немного побудем историками, изучающими прошлое с помощью летописи.

 

(Работа с документом)

 

«Повесть временных лет»

В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость яЭ, и идём мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»… Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…

 

Представители каких племён приняли участие в походе Олега?

«варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи».

О чём это свидетельствует?

Эти племена подчинялись новгородскому князю.

Когда произошло описываемое событие?

В 882 году.

Какую роль в русском государстве стал играть Киев?

Киев стал столицей, «матерью городам русским».

 

А теперь нас ждёт встреча с первыми русскими князьями. Внимательно слушая рассказ, определите, что за князь перед вами.

 

Я жил «за морем», ходил в походы, любил воевать. И вот однажды пришли ко мне люди из далёких славянских земель и сказали: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Собрал я дружину свою и отправился в землю незнакомую. Там построил Новый город и стал в нём князем.

(Рюрик)

Когда умер мой родственник, новгородский князь, я решил стать правителем, покуда племянник не подрастёт. Хотел я подчинить себе народы славянские, чтобы все они мне дань платили. Покорил я Смоленск, и Любеч, и Киев. Войско у меня могучее стало, и отправился я походом на Царьград. Два раза воевал я с «греками» и поклялись они не обижать купцов русских.

(Олег)

 

Я тоже, как и дядя, ходил в Царьград, но «греческий огонь» уничтожил наши ладьи. Хотел я сохранить власть над всеми славянскими племенами, поэтому воевал с непокорными древлянами. Подчинил их, заставил вновь платить дань. А они меня невзлюбили и сказали: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока его не убьют».

(Игорь)

 

В тяжёлый год я начала управлять Русской землёй – не стало моего мужа. Погоревав, я собралась с силами и отомстила за него! Чтобы мои дети, внуки и правнуки были избавлены от опасности быть убитыми, я ввела уроки и погосты.

(Ольга)

 

Я присоединил к Руси последний непокорённый славянский народ – вятичей. Любовь к сражениям звала меня в походы. «Иду на Вы!» - говорил я своим противникам и отправлялся в путь. Мне покорились Волжская Булгария, Хазария, Болгария. Это привело в ужас византийского императора. Если бы не печенеги, кто знает, каких границ достигли бы просторы Руси!

(Святослав)

 

Не должно было мне быть князем – ведь моя мать рабыня. Но после смерти отца мы с братьями начали ссориться между собой, и они погибли. Став правителем Руси, я стремился подчинить местных князей своей власти, защитить земли от набегов степных кочевников. Чтобы сохранить единство Русского государства, я дал Руси новую религию, единую для всех славянских народов.

(Владимир)

 

Напомнили нам государи земли Русской о славных днях своего княжения. Давайте же вспомним, когда, в какие лета были все эти события.

 

(Работа с датами. Называется событие, вопрос дублируется на экране, на счёт 1-2-3 дети поднимают карточку с верным ответом.

По щелчку «мыши» ответ выводится на экран.)

 

Убийство князя Игоря древлянами.          945 г.

Поход Олега на Киев.                                882 г.

Призвание варягов.                                   862 г.

Поход князя Игоря на Царьград.               941 г.

Крещение Руси.                                                 988 г.

 

Много разных событий было в истории государства Русского. Пусть ребята покажут нам некоторые из них, а мы отгадаем.

(Три творческие группы по 4 человека готовят инсценированное представление одного из исторических терминов  – полюдье, вече, крещение. На подготовку – 5 минут, на инсценировку – 2-3 минуты.)

 

Пока группы готовятся, мы проведём конкурс почемучек.

Почему верования древних славян называют язычеством?

У каждого племени было множество собственных богов.

Почему у славян были боги солнца, дождя, плодородия?

Главное занятие – земледелие.

Почему главный торговый путь получил название «из варяг в греки»?

Он начинался в Прибалтике, где жили варяги, и заканчивался в Византии.

Почему княгиня Ольга ввела уроки и погосты?

Чтобы предотвратить восстания недовольных племён.

Почему князь Владимир решил избавиться от язычества?

Чтобы идеологически объединить славянские племена, повысить международный авторитет Руси.

 

 Почему не все русские люди с радостью принимали христианство?

 

(Выступления творческих групп. После каждой сценки учащиеся-зрители должны ответить, какой исторический термин был представлен, и дать ему определение.)

Полюдье – объезд князем своих владений

с целью сбора дани.

Вече – народное собрание у славян.

Крещение – обряд принятия в число верующих.

 

Подведение итогов.

Вспомнили мы сегодня историю Древней Руси, жизнь первых русских князей. Они, такие разные, были объединены одной целью. Какой?

Объединение русских земель, формирование единого государства.

 

Как они достигали этой цели?

 

Рюрик. Основатель династии русских князей. Он присоединил земли племен меря, весь и муром.

 

Олег. Предприимчивый и воинственный, он стремился присоединить к своему государству земли по течению Днепра, подчинил кривичей, северян, древлян, радимичей, захватил Киев. Князь установил общие для всех территорий налоги.

 

Игорь. Стремился удерживать под своей властью древлян, защищал русские земли от печенегов.

 

Ольга. Расширяла международные связи Киевской Руси, провела первые реформы. Н.Карамзин: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою».

 

Святослав. Присоединил земли вятичей. Совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

Владимир. Много сделал для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев, и к началу XI века в состав Русского государства вошли практически все крупные союзы восточных славян.

Хорошее наследие оставили первые русские князья следующему правителю. Какой должна быть цель его деятельность? Какую задачу он должен будет решить?

Завершение формирования Древнерусского государства.
Обеспечение безопасности территории своего государства.
Укрепление международного положения Руси.

На следующем занятии вы познакомитесь с правителем, который прославил Русь, способствовал её возвышению и расцвету.


Просмотров: 211 | Загрузок: 72
Автор: Корнева И.А.
Теги: Русь
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar