Урок и презентация к уроку русского языка "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

Цели:

Обучающие:

Закреплять навыки определения склонения и падежа существительного;
Формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных  на  -ия, -ие, -ий в единственном числе;
Формировать умение находить в слове изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.

Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость;
Развивать зрительную память учащихся.

Воспитывающие:

Воспитывать ответственность (выполнение учащимися требований учителя).

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.

 

Ход урока, этапы урока

1.Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, все ли готовы к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке  мы выяснили, когда пишется окончание е, а когда и. Назовите условия для обоих случаев.

Вам было задано упр. 517.

 

3.Объявление темы и задач урока.

Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Сегодня на уроке мы должны научиться правильно писать окончания существительных в единственном числе.

4.Объяснение нового материала

Правильно. Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа.

Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь.

На интерактивной доске появляется таблица. Слайд 1:

В русском языке есть существительные на -ия, -ий,

-ие. Например, станция, делегация, здание, терпение, санаторий, гербарий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению.

В таблицу добавляется слово станция. Слайд 2(по щелчку):

Существительные на –ие  и 

 –ий относятся ко второму склонению.

В таблицу добавляется слова здание и гербарий. Слайд 2(по щелчку).

Ребята, запомните,   что -ия, 

-ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).

Для написания падежных окончаний существительных   на -ия, -ие, -ий есть правило. На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?

Верно. Для  существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать. В конце этих слов пишутся две буквы и, из которых лишь последняя является окончанием.

5.Первичное закрепление материала

Итак, мы узнали сегодня, что существительные на –ия относятся к 1 склонению, на –ие и –ий – ко 2 склонению. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на -ия, -ие, -ий достаточно их опознать и запомнить, что на конце этих слов пишутся две буквы и.

Применим новые знания на практике. Выполним задание: из слов построить словосочетание, дать грамматическое обоснование падежного окончания имени существительного, являющегося зависимой часть словосочетания.

На доске появляются образец и слова. Слайд 4:

Следующее задание: существительные, являющиеся зависимой частью словосочетания, заменить синонимом-существительным на –ий, -ия,- ие. Объяснить написание окончаний.

На доске появляются  словосочетания. Слайд 5:

Инструктаж домашнего задания.

Упр. 522.

Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?


Просмотров: 298 | Загрузок: 66
Автор: Князева А.В.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar