Система контрольных работ (в формате ЕГЭ) по русскому языку

      Актуальность данного пособия в том, что позволяет начать подготовку к Единому государственному экзамену уже с 5 класса.  КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, соблюдается принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. Материалы пособия помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении знаний на уроках; пригодится при составлении  олимпиад и конкурсов по русскому языку. Данные контрольные тесты рассчитаны на 80 минут (2 урока). Состоят из 3 частей (А, В, С).

   Контрольная работа по разделу «  Фонетика»                                 

За каждое правильно выполненное задание уровня А и В - 1 балл. Максимальное количество баллов  задания уровня С – 5 баллов

Инструкция для учеников

     Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).

    Первая часть А состоит из тестовых заданий.

    Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

    Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.

    Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.

 

I вариант

Часть А. 

А1.Найдите звонкий согласный:

А)  [ц]

Б) [ж]

В) [щ]

Г) [ч]

А2. Укажите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

А) Ем

Б) Стоят

В) Тростник

Г) Вкусный

А3. Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

А) Поздний

 Б) Ель

В) Яма

 Г) Боль

А4. В каком слове все согласные звуки являются твёрдыми?

А) решение

Б) качество 

 В) солидарность

 Г)  программа

    А5. В каком слове произносится звук [о]?

    А) жёсткий   

    Б) бояться  

    В) корзина     

    Г)  шоколад

А6. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог.

А) свекла

 Б) банты

В) звонит

 Г) договор

 

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания  В1—В4; С1.

Тихо. Не может быть тише.

Слышно, как всходит трава.

Ночь тишину лишь колышет,

Сладкие шепчет слова.

В 1. О чем это стихотворение?

В 2. Выпишите те звуки, которые помогли поэту создать образ мягкой ночной тишины? 

В 3.  Выпишите слова, в которых присутствуют непарные глухие согласные.

В.4  Выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного звука.

 С 1.  Напишите сочинение-миниатюру  из  4-6  предложений на тему «Звуки ночи».

 

I I вариант

Инструкция для учеников

     Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).

    Первая часть А состоит из тестовых заданий.

    Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

    Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.

    Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.

    Часть А

А 1.  Найдите глухой согласный:

 А)  [з]

 Б)  [ж]

 В)  [ф]

 Г) [м]

   А 2.  Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:

 А)  Пилот

 Б) Здесь

 В)  Пруд

 Г) Кофта

   А3 .  В каком слове произносится звук [д]?

   А) Подполье

   Б) Отгоревший

   В) Гвоздь

     Г) Гроздья

   А 4. Укажите слово, которое состоит из одних глухих согласных?

 А) Поход

 Б) Партер

В) Формировать

Г) Столяр

   А5.  В каком слове количество звуков и букв не совпадает?

А) Ель

 Б) Ёж

 В) Вёл

 Г)  Вьёт 

А6.  Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог

А) банты

Б) портфель

В) каталог 

 Г) баловать

Часть В.

Прочитайте текст и выполните задания  В1—В4; С1.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

В 1. О чем это стихотворение?

В 2. Какие звуки в стихотворении передают звучание грозы?

В3. Выпишите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.

В 4. Выпишите слово (-а), в которых все согласные звуки мягкие.

С1.  Напишите сочинение-миниатюру  из  4-6  предложений на тему «Звуки грозы».

 

 Контрольная работа по разделу « Морфемика и словообразование»                                 

Сопроводительная записка

Контрольная работа представляет собой тестовое задание.  Чистое время проведения - 80 минут.

За каждое правильно выполненное задание уровня А и В - 1 балл.

Максимальное количество баллов  задания уровня С – 5 баллов.

                                   

I вариант

Часть А.

 А1.  Какая из перечисленных морфем не является словообразовательной, а служит для образования форм слова?

А) Приставка.

Б) Суффикс.

В) Корень.

Г) Окончание.

А2. В каком слове ударение падает на окончание?

А) Приняла.

 Б) Заняли. 

В) Вымыли.

Г) Прибыли.

А3. В каком из слов присутствует чередующаяся гласная?

А) Прибегать.

 Б) Прикасаться.

В) Приходить.

Г) Прилетать.

А 4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А)  пол_жить, д_реный, сп_ситель

Б)  пл_мбировать, сл_пит, пок_зать

В)  з_мляника, с_лют, тр_скучий

Г)  нар_жать, б_чонки, р_сток

А5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

А) весенн_м днем, привыкн_шь

Б) лежал на кроват_, верт_т

В) находился в комнат_, кратк_й репортаж

Г) к син_м небесам, подража_шь

А6. В каком ряду во всех словах пропущены одинаковые буквы?

А) ра..смотреть, ра..пилить, ра…ложить, и…чезать

Б) з..нести, м..лыш, под…рить, н…писать

В) без…звестный, от…скать, сверх…нтересный, пред…стория

Г) под…ем, с…емка, л…ется, от…езд

       

Часть 2                    

  Прочитайте текст и выполните задания А 7- 8;  В1—В4; С1.

(1)Бригада морской пехоты занимала самое побережье Финского залива, а по другую сторону заросшего кустарником болота располагались немцы. (2) Однажды немцы ранили стрижа, а старшина Михайлов поймал птичку и выходил ее. (3)Стриж горячо полюбил своего спасителя. (4)Он собирал с его ладони крошки, старался к нему прикоснуться и пикировал на него сверху.   

  (5)Однажды на заре старшина не вернулся с разведки. (6)Его ожидали день, два. (7)На третий день санитарка заметила, что стриж добирается до середины болота и пикирует. (8)Старшина не умер, потому что его нашел стриж.

                                                                                                        (По И. Заянчковскому)

А7. Какое  утверждение  не соответствует содержанию текста?

А) Благодаря заботам старшины Михайлова, стриж выжил

Б) Стриж спас старшину от смерти

В) Птица привязалась к своему спасителю

Г) Птицы спасали людей на войне.

А8.  Укажите предложение, в котором есть синоним к слову находились.

А) 1        

Б) 2   

В) 5     

Г) 7

Часть В

В 1. Выпишите из предложений  4-5 слово, в котором нет окончания?

 В 2.  Выпишите из предложения  1 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В 3.  Выпишите из предложения 4 слова с чередующейся гласной в корне.

В4.  Выпишите из предложения 7 слова с приставками.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. В  сочинении  сформулируйте тему и основную мысль  текста.  Известны ли вам случаи из жизни или из художественной литературы спасения животными людей. Напишите об этом.

 

2 вариант

Часть А

А1.  Какая из перечисленных морфем находится после корня и служит для образования новых слов?

А) Приставка

Б) Суффикс

В) Корень

Г) Окончание

А2.  В каком слове ударение падает на приставку?

А) Заняла

 Б) Принял

В) Добела

Г) Завидно

А3. В каком из слов присутствует чередующаяся гласная?

А) Пригонять

 Б) Пригород

В) Пригореть

 Г) Укрощать

А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А )  п…года, п..лезный, хар..ктер

Б) расск…зать, т…желый, похв..ла

В) разр..слась, с…лют,  г…ризонт.

Г) оч…роватльный, осл…пительный, бл…стательный.

А5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

А)  догон..шь, озадач..шь

Б) разбуд..шь, расскаж..шь

В) беспоко..шь, напиш…шь.

Г) шепч..шься, расчист..л

А6. В каком ряду во всех словах пропущены одинаковые буквы?

А) пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

Б) бе..дарный, бе..приютный, ра..шифровать

В) о..далить, на..писать, на..пилить

Г) из..мать, дез..нформация, от..граться

 Часть В                   

  Прочитайте текст и выполните задания  А 7-8; В1—В4; С1.

1)Во время Великой Отечественной войны в одном партизанском отряде в Белоруссии приютили маленького медвежонка. (2)Присматривали за ним радист и повариха. (3)Мишка боялся выстрелов, пугался их громкого звука,  а  услышав их, забирался в дальний угол землянки.(4) За годы войны он превратился в большого медведя, но оставался добродушным и доверчивым. (5)Только один раз Мишка разозлился. (6) Во время боя с фашистами радист вел огонь из пулемета, а позади него притаился медведь. (7) Осколком гранаты радист был тяжело ранен. (8) Когда фашист хотел добить бойца, из-за куста поднялся медведь и с раскрытой пастью пошел на врага. (9)Так Мишка спас жизнь своему другу.

А7. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

А) Медведь боялся выстрелов.

Б) Партизаны пожалели медвежонка и позаботились о нем.

В) Добрый и доверчивый медвежонок вырос и превратился в свирепого и грозного зверя.

Г) Медведь отплатил людям за добро и спас от смерти своего друга-радиста.

А8. Укажите предложение, в котором есть синонимы

А) 2

Б) 3  

В) 4

Г) 8

Часть В.

В 1.  Выпишите из предложений  5-6 слово, в котором нет окончания.

В2. Выпишите из предложения 5 слово, образованное приставочным способом.

В3. Выпишите из предложения 3 слова с чередующейся гласной в корне.

В 4. Выпишите из предложения 4 слово с двумя корнями.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.  В  сочинении  сформулируйте тему и основную мысль  текста.  Известны ли вам случаи из жизни или из художественной литературы спасения животными людей. Напишите об этом.

 

Контрольная работа по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Вариант I

Часть А

А1.  В  каком слове ударение на последнем слоге?

А) Алфавит

 Б) Приняла

 В) Кашлянуть

 Г) Красивее

А2.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) черный рояль 

    Б) пара чулков  

   В) танец грузин 

    Г) молодые инженеры

   Прочитайте текст и выполните задания А3—А5.

(1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника - отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение хлопчатник.

А3. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

А4. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А) вот         

Б) поэтому   

 В) значит

 Г) однако

А5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

А) стебли топливо                   

 Б) делают ткань 

 В) пропитывают ткань          

 Г) масло употребляется

 А 6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Синели звезды на рассвете ( ) и над землей редела мгла.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Б) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

В) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весь трудовой1)  величавый 2) мир гордится 3) тобой 4) Россия.

А)1       

Б) 1,2 , 3,4  

В) 1,  4

 Г) 3, 4

А8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Жилин смастерил Дине игрушки: куклу, мельницу.

А) Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.

Б) Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами предложения

В) Двоеточие ставится, потому что это сложное предложение.

Г) Двоеточие ставится после прямой речи перед словами автора.

Прочитайте текст и выполните задания А9—А10; В1—В4; С1.

  1) Снежная поляна в лесу, и на ней две березы. 2) Выпустили их деревья на  середку, встали они друг против  дружки,  на виду у всех. 3) Обе молодые, легкие, стройные! 4)Девушки, да и только. 5)И  захотелось чем-то отметить подруг. 6)Увидел под елкой   темно- желтые шишки, набрал горсть и развесил на  березках.      7)То-то оробеет глухарь, то-то удивится лось, то-то переволнуется  сорока.                                                                 (М.Бубеннов)

А9. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

А) Летом в лесу очень красиво.

Б) Белые березки выделяются среди других деревьев.

В)  Березки похожи на девушек-подружек.

Г) Автору захотелось украсить березки.

А 10. Определите тип речи в тексте.

А) Повествование

Б) Рассуждение

В) Описание и повествование

Г) Описание и рассуждение

Часть В.

В 1.  Выпишите из предложения  2 грамматическую(-ие) основу(-ы).

В2. Среди предложений 5-7 найдите предложение с однородными членами, запишите его номер.

В3. Найдите нераспространенное предложение, запишите его номер.

 В 4. Найдите сложное предложение,  запишите его номер.

 Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. В  сочинении  сформулируйте тему и основную мысль  текста.  Какие еще писатели с любовью и  восхищением относились к березе?  Приведите примеры.

 

Вариант II

А1.  В каком слове ударение указано верно?

А) нАверх

Б) сОзыв

В) отрОчество

Г) клялАсь

А2.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) водяной мозоль   

Б) пара носков    

 В) семеро солдат

Г) известные профессора

А 3.  Прочитайте предложения

1. А между ними я ненароком разглядел пугливого зайца, который суетился на   протоптанном за буграми снега пятачке.

 2. Перелесок открывала ольха.

 3. Ночью снег падал косо и задерживался в тихом березняке.

4. Затем мне встретились берёзки.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из    предложений?

А) разглядел за бугром

 Б) перелесок открывала

 В) снег падал, задерживался

 Г) встретились мне

      

А 4.   Укажите сложноподчинённое предложение (среди предложений предыдущего задания).

 А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4. 

А 5. Укажите верную характеристику предложения:

Тут только я понял, какой опасности мы подвергались.

А) сложноподчинённое

Б) сложносочиненное

В)  простое

Г) сложное бессоюзное

А6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Изредка срывался ветер (...) и тогда листья летели шумным дождём щекотали лицо.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Б) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

В) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Изящная 1) стройная березка 2) конечно 3) покорила душу 4) русского народа.

А)1   

Б) 1, 2 , 3

В)  2, 3

Г) 1,2, 3, 4

 

А8. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

И легкость, и изящество, и трепетная красота – все это свойственно русской березке.

А) Тире ставится перед словами автора после прямой речи.

Б) Тире перед  обобщающим словом после однородных членов предложения

В) Тире ставится, потому что это сложное предложение.

Г) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Прочитайте текст и выполните задания А9—А10; В1—В4; С1.

 Собака

(1) Нас двое в комнате: собака моя и я. (2) На дворе воет страшная, неистовая буря.

(3)Собака сидит передо мной — и смотрит мне прямо в глаза.

(4)И я тоже гляжу ей в глаза.

(5)Она словно хочет сказать мне что-то. (6) Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я её понимаю.

(7) Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живёт одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. (8) Мы тождественны; в каждом из нас горит тот же трепетный огонёк.

(И. Тургенев)

А9. Определите тип данного текста

А) Повествование

Б) Рассуждение

В) Описание и повествование

Г) Описание и рассуждение

А 10.   В каком предложении используется метафора?

А)2; Б)5;   В) 6;   Г)7

Часть В.

В 1.  Выпишите из предложения 4) грамматическую основу.

В2. Найдите предложение с однородными членами, запишите его номер.

В3. Выпишите из предложения 2) определения.

 В 4. Найдите сложное бессоюзное  предложение,  запишите его номер.

 Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.В  сочинении  сформулируйте тему и основную мысль  текста.  Как вы понимаете выделенные предложения текста?  Может ли что-то связывать человека и собаку? Способны ли они понимать друг друга? Напишите об этом.


Просмотров: 709 | Загрузок: 70
Автор: Филинова Е.С.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar