Контрольная работа по теме "Имя существительное"

I вариант

1.Восстановите определение имени существительного.

Имя существительное – это _________________ часть речи, которая обозначает ____________________ и отвечает на вопросы _______________.

2.Продолжите предложения. Приведите примеры.

К 1 склонению относятся имена существительные ______________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные _____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

3. Спишите, раскрывая скобки и ставя, где необходимо кавычки.

Конфеты (Б,б)елочка, пушистая (Б,б)елочка, река (Д,д)непр, газета (Д,д)непр, духи (Ш,ш)арм, девятнадцатое (О,о)ктября, журнал (О,о)ктябрь, князь (В,в)ладимир, далёкий (П,п)уть, (М,м)лечный (П,п)уть, (Р,р)усский язык, общество (Р,р)усский мир.

4.Распределите слова по столбцам: 1)имена существительные, имеющие форму как единственного, так и множественного числа; 2)имена существительные только единственного числа; 3)имена существительные только множественного числа.

Тетрадь, боль, цемент, ножницы, марки, щипцы, воск, мебель, стулья, кефир, река, Болгария, общество, Дунай, страна, джинсы.

5.К какому роду относятся указанные имена существительные? Продолжите ряд тремя своими примерами.

Соня, лакомка, задира, лежебока,________________________________.

6.Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Графически выделите орфограммы в словах.

Русская печ(?), мимо дач(?), лёгкий плащ(?), показалось из-за туч(?), зелёный плющ(?), пробирает дрож(?); перебе….ик, бакен..ик, наво….чик, вербов..ик, ре….ик, разно….ик, платель..ик; камуш..к, крол..к, горош..к, нож..к, платоч..к, хрящ..к; медвеж..нок, руч..нка, зайч..нок, луж..к.

7. Спишите предложение. Выполните разборы.

Весной сирень3 покралась голубым цветом3.4

II вариант

1.Продолжите предложения.

Склонение – это __________________________________________________.

В русском языке _______ падежей: _________________________________.

На вопрос КТО? отвечают ____________________имена существительные, на вопрос ЧТО? отвечают ________________________ имена существительные.

2.Спишите, вставляя пропущенные окончания; укажите падеж и склонение имён существительных.

Писать в тетрад.., праздник на площадк.., остановиться на пристан.., плыть по рек.., побывать на экскурси.. в музе.., мчаться по степ.., слова из песн.. .

3.Распределите и запишите слова по группам.

1)1 склонение:

2)2 склонение:

3)3 склонение:

4)разносклоняемые:

5)несклоняемые:

      Мечта, в полёте, по средам, на путь, ко времени, какаду, на море,               с сестрой, печать, о кино,  ложь, имена, об осени, ателье.

4.Образовать от указанных слов имена существительные с суффиксами  -чик- и -щик-.

Разносить, бакены, резать, переводить, копировать, сверлить, перебежать.

5.Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Продолжите каждый ряд двумя своими примерами (соответственно правилам).

1)Снеж..к, реч..нка, волч..нок, __________________________.

2)Ключ..к, кнут..к, сыноч..к, ____________________________.

3) Соня, лакомка, задира, ___________________________________.

4)Шоссе, колибри, коала, _________________________________.

5)Возле круч(?), камыш(?), вещ(?), сторож(?), ______________________.

6)(Не)правда, а ложь; быть в (не)воле; (не)годование; брат (не)боксёр;______.

6. Спишите предложение. Выполните разборы.

Веточка ландыша3 всегда напоминала ему капельки3 молока.4

III вариант

1.Выберите правильное утверждение.

А) Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?.

Б)Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?.

В)Имя существительное – служебная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧТО?.

Привести пример трёх имён существительных.

2.Укажите группу имён существительных общего рода.

А)Ковыль, метро, сирота, собака.

Б)Судья, шоссе, человек, тюль.

В)Лакомка, лежебока, жадина, плакса.

Привести пример трёх имён существительных среднего рода.

3. Укажите группу имён существительных 2склонения.

А) Коллектив, мнение, пастбище, подъезд.

Б) Школа, дядя, шкаф, соня.

В) Площадь, намерение, результат, энергия.

Продолжите выбранную группу тремя своими примерами.

4. Укажите группу имён существительных только единственного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.

Б) Чернила, башмаки, дверцы, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

Продолжите выбранную группу тремя своими примерами.

5. Укажите имена существительные с суффиксом -ЕК- (буквы пропущены):

а) магнит..к;                         г) гном..к;

б) камуш..к;                         д) столб..к;

в) бараш..к;                          е) колыш..к.

Образуйте от данных имён существительных имена существительные с суффиксами -ЕК- или -ИК-: самолёт, кусок, мяч, поясок, овраг, куст.

6. Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК- (буквы пропущены):

а) перевоз..ик;                      г) навод..ик;

б) точиль..ик;                       д) обход..ик;

в) копиров..ик;                     е) свар..ик.

Замените одним словом с суффиксом -ЧИК- или -ЩИК-:

специалист, занимающийся резьбой по дереву - _________________,

специалист по переводам с одного языка на другой - _________________,

специалист по застеклению окон - ___________________.

7. Укажите словосочетания, в которых имена прилагательные правильно согласованы с именами существительными.

А) Весёлая кенгуру, новый депо, первая АЗС.

Б) Говорящий какаду, ароматный шампунь, широкая авеню.

В) Красивая тюль, цветущая алоэ, интересное интервью.

Записать словосочетания с ошибками в исправленном виде.

Оценивание

I вариант

1 задание – 1б.                             28-30 б. – «5»

2 задание – 1б.                             27-24 б. – «4»

3 задание – 6б.                             23-18 б. – «3»

4 задание – 4б.                             17-10 б. – «2»

5 задание – 2б.                             меньше 10 б. – «1»

6 задание – 8б.

7 задание – 8б.

Всего – 30 баллов.

II вариант

1 задание – 3б.                             36-38 б. – «5»

2 задание – 6б.                             29-35 б. – «4»

3 задание – 5б.                             20-28 б. – «3»

4 задание – 6б.                             10-19 б. – «2»

5 задание – 10б.                           меньше 10 б. – «1»

6 задание – 8б.

Всего – 38 баллов.

III вариант

1 задание – 1б.                             14 б. – «5»

2 задание – 1б.                             11-13 б. – «4»

3 задание – 1б.                             12-8 б. – «3»

4 задание – 1б.                             7-5 б. – «2»

5 задание – 4б.                             меньше 5 б. – «1»

6 задание – 3б.

7 задание – 3б.

Всего – 38 баллов.

 

Ответы к контрольной работе

I вариант

1.Имя существительное – это самостоятельная  часть речи, которая обозначает  предмет и отвечает на вопросы  кто? , что?.

2.К 1 склонению относятся имена существительные  женского и мужского рода с окончаниями  -а, -я.

Ко 2 склонению относятся имена существительные  мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями  -о, -е.

К 3 склонению относятся имена существительные женского рода без окончания.

3.Конфеты «Белочка», пушистая белочка, река Днепр, газета «Днепр», духи «Шарм», девятнадцатое октября, журнал «Октябрь», князь Владимир, далёкий путь, Млечный Путь, русский язык, общество «Русский мир».

4. 1)Тетрадь, марки, стулья, река, общества, страна.

2)Боль, цемент, воск, мебель, кефир, Болгария, Дунай.

3)Ножницы, щипцы, джинсы.

5.Соня, лакомка, задира, лежебока, (примерные ответы: сладкоежка, ябеда, жадина, задира, забияка, непоседа, невежа, обжора).

6.Русская печь, мимо дач, лёгкий плащ, показалось из-за туч, зелёный плющ, пробирает дрожь; перебежчик, бакенщик, наводчик, вербовщик, резчик, разносчик, плательщик; камушек, кролик, горошек, ножик, платочек, хрящик; медвежонок, ручонка, зайчонок, лужок.

7.Весной сирень3 покралась голубым цветом3. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое).

Сирень – имя сущ., н. ф. – сирень, неодуш., нариц., 3 скл., ж. р., ед. ч., Им. п., подлежащее.

Цветом – имя сущ., н. ф. – цвет, неодуш.. нариц., 2 скл., м. р., ед. ч., Т. п., дополнение.

II вариант

1. Склонение – это изменение слова по падежам.

В русском языке шесть падежей: Им., Р., Д., В., Т., П..

На вопрос КТО? отвечают одушевлённые имена существительные, на вопрос ЧТО? Отвечают неодушевлённые имена существительные.

2. Писать в тетради (3 скл., П. п.), праздник на площадке (1 скл., П. п.), остановиться на пристани (3 скл., П. п.), плыть по реке (1 скл., П. п.), побывать на экскурсии (слово на –ия) в музее (2 скл., П. п.), мчаться по степи (3 скл., Д. п.), слова из песни (1 скл., Р. П.). .

3.1)1 склонение: мечта, по средам, с сестрой;

2)2 склонение: в полёте, на море;

3)3 склонение: печать, ложь, об осени;

4)разносклоняемые: на путь, ко времени, имена;

5)несклоняемые: какаду, о кино, ателье.     

4.Разносчик, бакенщик, резчик, переводчик, копировщик, сверлильщик, перебежчик.

5. 1)Снежок, речонка, волчонок, (варианты дополнений: дружок, мальчонка, девчонка, кружок, зайчонок, бельчонок и другие).

2)Кулёчек, ключик, кнутик, сыночек, (жгутик, кнутик, колышек, дротик, виточек, листочек и др.).

3) Соня, лакомка, задира, (см. 1 вариант ответ 5).

4)Шоссе, колибри, коала, (алоэ, боа, кольраби, панда, шимпанзе, кашне и др.).

5)Возле круч, камыш, вещь, сторож, (дочь, ночь, мышь, рожь, плющ, душ, дач, матч, туч, училищ и др.).

6)(Не)правда, а ложь; быть в (не)воле; (не)годование; брат (не)боксёр; (пример ответов: неправда; ненастье; ненависть; портфель не чемодан; малина не дерево).

6. Веточка ландыша3 всегда напоминала ему капельки3 молока. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое.)

Ландыша – имя сущ., н. ф. – ландыш, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., ед. ч., Р. п., дополнение.

Капельки – имя сущ., н. ф. – капелька, неодуш., нариц., 1 скл., ж. р., мн. ч., В. п., дополнение.

III вариант

Ключ

1.Б)

2.В)

3.А)

4.А)

5.б) камушек; в) барашек; е) колышек.

Самолётик, кусочек, мячик, поясочек, овражек, кустик.

6.а) перевозчик; г) наводчик; д) обходчик.

Резчик, переводчик, стекольщик.

7.Б).  Весёлый кенгуру, новое депо, красивый тюль, цветущий алоэ.


Просмотров: 873 | Загрузок: 101
Автор: Евсейчик И.Н.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar