Цели: дать понятие натюрморта; Оборудование: Презентация с репродукциями картин П.Кончаловского, музыка П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица».
Ход урока: Слово учителя. Сегодняшний урок я хочу начать стихотворением Красикова С. Почему живописцы сирени верны? Итак, сегодня мы готовимся к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Для этого нам очень пригодятся слова и словосочетания из диктанта. Словарный диктант. Сиреневый аромат, белоснежная сирень, бело-розовая, тёмно-красная, фиолетовые и лиловые оттенки, крупные гроздья, удивительный запах, разноцветное облако, листья с тоненькими прожилками, влажная, чудесная, очаровательная, роскошный букет. Найдите слова с непроверяемыми гласными, подчеркните орфограммы. Красота никого не может оставить равнодушными. О сирени писали многие поэты и прозаики. Послушайте ещё одно стихотворение, автор его С.Я. Маршак. Счастье Как празднично сад расцветила сирень За несколько дней разоделись кусты, И мы вспоминаем, с какой простотой, С тех пор столько раз перед нами цвели Сирень изображали на картинах разные художники: Михаил Врубель «Сирень», Левитан, Панов, Иванова «Сирень обыкновенная», Мане Эдуард - натюрморт «Сирень и розы». Скажите, что же такое натюрморт?.(От франц. «натюр» - природа + «морт» - мёртвый. Буквально «мёртвая природа»). Это один из жанров живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, фрукты, дичь, рыба, посуда.(покажем несколько натюрмортов Кончаловского). Кончаловский П.П. был признанным мастером этого жанра. (сообщение о художнике) Рассмотрите, пожалуйста, внимательно картину художника «Сирень в корзине» и подумайте, какие чувства вызвала картина? Звучит прекрасная пьеса П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица».(под музыку показать несколько слайдов с репродукций Кончаловского с изображением сирени). (Кажется, что воздух наполнен ароматом только что срезанной сирени, она свежа, пышна.) Созвучно ли настроение музыки и картины? (Музыка помогает почувствовать красоту природы, композитор языком музыки передаёт восхищение сиренью). Какие оттенки сирени мы видим? ( белая, тёмно-красная, розовая, лиловая, светло-фиолетовая, голубоватая). Какие прилагательные передают величину цветов? (большие, крупные, маленькие, крошечные). Опишите гроздья сирени, используя сравнение ( как гроздья винограда, цветы-звёздочки, огромное разноцветное облако). Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”. Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях? А сейчас мы послушаем древнегреческую легенду о сирени. Легенда о происхождении сирени Существует много красивых легенд о происхождении сирени. Скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй. Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень. Давайте подберём эпитеты к предметам. Сирень – чудесная, роскошная, очаровательная, восхитительная, обыкновенная… Букет – пышный, роскошный, ароматный, душистый, свежий, огромный… Корзина – плетёная, небольшая, вместительная… Фон – тёмно-зелёный, коричневый… Составление плана. Кончаловский П.П. – мастер натюрморта. А)Цвет, оттенки. Б)Гроздья. В_Листья. 4)Корзина «В букете всё живёт, цветёт и радуется» Домашнее задание. Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материал.
Закончить урок хочется стихотворением Всеволода Рождественского «Сирень» Сирень Прогремела гроза, прошумела, В легкой капельке, свежей и чистой, Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности. Сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского. Хочется, чтобы ваша письменная работа соответствовала работе художника.
Похожие образовательные материалы: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|