Конспект и презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в мир слов"

Цель: в игровой форме  обогатить словарный запас учащихся.

Задачи:

образовательные:

закреплять у учащихся умения находить лексическое значение слов, используя толковый словарь, подбирать синонимы, антонимы, работать с текстом,

коррекционно-развивающие: расширять кругозор учащихся, корректировать произносительную сторону речи

воспитательная: формировать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, путевые листы.

 Форма : смешанная

Продолжительность : 45 минут

Технологии: игра - путешествие

Ход

Этапы

Учитель

Организация начала урока

Приветствие учащихся

Сообщение темы и постановка целей урока

- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.

- Знаете ли вы, где происходит то, чего в жизни не бывает?

- Мы отправимся в сказочное путешествие.  Слушайте и смотрите.

Жил-был король. Королевство у него было замечательное, вот только сам король был глупый и вредный! И служил у этого короля учёный мудрец – умный-преумный, талантливый-преталантливый, и много этот мудрец для королевства того сделал да изобрёл, а за это любил его народ да уважал.

Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со службы. А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум. И остался король один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые

Король прислал нам письмо. Давайте узнаем, что в нем.

- Ну что, ребята, поможем горе-королю?

- Я предполагала, что вы согласитесь, и подготовила для вас путевые листы. Сейчас я вам их отдам. (учитель раздает путевые листы)

- Что вы видите в путевых листах?

Попадая в каждую из частей королевства, мы должны будем выполнять определенные задания, а ответы вписывать в предназначенные для этого строчки. Только работать надо дружно, чтобы никто не отставал, иначе мы не сможем вернуть в королевство ум и знания.

С собой мы возьмем кладовые слов.

- Что мы называем кладовыми слов?

- Посмотрите, какой словарь лежит перед вами?

- Теперь мы отправляемся в путь..

Проведение игры (1 этап) Крепостные ворота

Таинственный лес

Город мастеров

Физкультминутка

- Какое первое препятствие встретилось у нас на пути?

В эти ворота мы сможем войти, лишь выполнив задание.

- Прочитайте первое задание.

- Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово.

1) Давайте .. замок на воротах.

ОТКРЫТЬ   ОТВОРИТЬ

- Чтобы правильно выполнить это задание, надо найти в толковом словаре значения слов ОТКРЫТЬ, ОТВОРИТЬ.

- Откройте словари. Найдите значение слова отворить

- Найдите значение слова ОТКРЫТЬ. Посмотрите, сколько значений у слова ОТКРЫТЬ?

- Выберите подходящее значение.

- Вставьте нужное слово в предложение и объясните свой выбор.

// Дайте полный ответ, используя опорную конструкцию.

- Прочитайте предложение целиком.

- Проверьте друг  друга.

- Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась. Идем дальше. 

- Как называется следующая часть королевства?

- Верно. Кто в нем живет?

- А кто такой охотник?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ОХОТНИК.

(прочитайте следующую словарную статью)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что общего между этими словами?

- Чем отличаются эти слова?

- Как называются слова одной и той  же   части   речи, одинаковые по звучанию   и написанию, но совершенно разные  по лексическому значению?

 

Прочитайте

- Давайте посмотрим, что у охотника в руках.

- Что такое лук?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ЛУК.

- Как называются эти слова?

- Составьте с данными омонимами распространенные предложения.

- Какое предложение получилось у тебя, …  ? А у тебя, …?

- Составьте предложения, используя слова, предложенные на слайде:

1) Натягивать, на, тетива, лук, охотник.

2) Лук, покупать, рынок, мама, на.

- Запишите составленные предложения в путевые листы.

- Проверьте друг  друга.

- Мы все правильно сделали. Пропустил нас охотник. А карта еще открылась. Скорее дальше.

- Куда мы попали?

- Кто живет в Городе мастеров?

- Ребята, как называют человека, который все умеет делать?

- А как называют руки, которые все умеют делать?

 

Прочитайте словосочетания

- В каком словосочетании слово ЗОЛОТОЙ употреблено в переносном значении?

- Порассуждайте. Я вам даю подсказку. Смотрите в путевой лист.

- А мы все ближе к цели. Карта еще приоткрылась.

Мы хорошо поработали в пути. Привал. Сейчас отдохнем

Проведение игры (2 этап)

Плодородная провинция

 

Долина мудрецов

 

Продолжим путешествие.

- В какую часть королевства мы попали?

- Ребята, кто из вас знает значение слова ПРОВИНЦИЯ?

- Кто живет в Плодородной провинции?

- Чем крестьяне занимаются в Плодородной провинции?

… Крестьяне возделывают поля, выращивают чудо-сады.

- Нам нужно выполнить задание.

- Прочитайте словосочетания.

-К какой части речи относятся выделенные слова?

Подберите антонимы к выделенным словам. Что такое антонимы?

В случае затруднения дать слайд: Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим  значением

- Подберите антонимы к выделенным словам.

- Запишите антонимы к этим словам в путевой лист

 

Проверьте, верно ли выполнили задание

- Отлично, ребята. Карта еще приоткрылась. Осталось совсем немного.

- В какую часть королевства мы попали?

- Мудрецы подготовили нам задание – кроссворд.  Разгадайте кроссворд. Вы можете воспользоваться подсказкой. Это слова для справок. Их вы найдете в путевых листах.

Читай 1-ое задание …..

(Кроссворды на отдельных листах, чтобы были крупнее!)

- Проверим.

 - Прочитайте слово, зашифрованное по вертикали

- М. Горький сказал: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…»

- С какой целью надо расширять свой лексикон?

 

- Посмотрите, мы все правильно сделали. Карта вся открылась. Молодцы. Вот и вернулись в королевство ум и знания. Завистливый царь исправился и понял свою ошибку.

Подведение итогов

Путешествуя, мы помогли горе-королю да знания свои проверили.

- Какие знания из курса «Лексика» нам помогли?

 

- Сдайте путевые листы.

- Каждый из вас получает удостоверение придворного мудреца.


Просмотров: 675 | Загрузок: 208
Автор: Кузнецова Л.В.
Теги: Словари
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar