Конспект и презентация к уроку русского языка "Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных"

Вид урока; урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель; развитие умения употреблять большую букву.

Задачи- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках); -развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение.

Слайд 2. Путь к познанию.

Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

Слайд 3. отгадай загадки

Назовите первые буквы этих слов.( Р В Г )

Какими они могут быть при письме? ( прописные, строчные)

Слайд № 4

Продолжите цепочку строчных букв : ргв, рвг,

Слайд № 5

Прочитайте рассказ.

Что общего у слов, заменённых картинками?

(существительные)

Объясните, чем отличаются слова, которые заменены рисунками?

Одни имена, другие предметы

Кто знает в чём разница? ( одни пишутся с большой буквы, другие с маленькой)

Кто догадался о чём будем говорить на уроке?

Когда писать заглавную букву, а когда строчную.

В каком случае имена нарицательные могут стать именами собственными.

 (Когда эти слова могут обозначать имена )

Слайд № 6.

Делаем вывод. Что может быть ещё именем собственным?

Прослушайте стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг Стала заметно выше подруг

Смотрят с почтеньем

На букву подруги

Но почему, за какие заслуги?

 

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело -

Ставиться в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо,

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк

В букве большой уважения знак.

Что вы услышали?

Физминутка

 

Слайд №7. Группировка.

- Распределите слова на две группы:

Ковдор. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки.

Ира.

Возможные варианты группировки (устно):

М. р.- Ж. р.
Собственные - нарицательные.
Мн.ч. - Ед. ч.
Одушевлённые - Неодушевлённые
Переносится - не переносится.
Ставим ударение и не ставим ударение..

 

Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
(Ковдор, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Ира).
Как называются эти слова? (имена собственные).
По щелчку мыши имена собственные выделяются.
Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Как называются эти слова? (нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения).

По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.

Слайд № 8.  Составь предложение.

- Составь и напиши предложения с данными словами: Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.

 (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьев.)

 

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения

 

Слайд№ 9. Составь предложение.

Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.

(Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)

 

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.

 

-Назовите имена собственные.

По щелчку мыши задание проверяется.

Слайд № 10. Разбор предложения.

-  Подчеркните грамматическую основу предложения.

 

По щелчку мыши задание проверяется.

Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.

Слайд №11

Подведём итоги. Что обозначает каждое из записанных слов?

 

Слайд № 12. Почему так?

Работа над новым материалом «Кавычки». Постановка проблемы.

На экране по щелчку мыши появляются пары картинок:

А) рисунок белки (под ней написано белка); рядом конфета, а на ней написано  «Белка»

Б) камень сейд, под ним написано сейд; магазин с названием «Сейд»

Слайд № 13. Почему так?

В) ковдорчанин, газета «Ковдорчанин»

 Г) брусничка, детский сад «Брусничка».

Разбор картинок с пояснениями учителя.

Слайд № 14. Обобщение.

Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?
Ребята, а какие газеты и журналы выписывают в вашей семье? (ответы учеников).
О чём пишут в газетах,  журналах?   (ответы учеников).
Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях?
Заслушиваются ответы детей.

Сделать вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами собственными.

Слайд № 15. Знаешь ли ты названия мультфильмов?

Работа по учебнику. Упражнение 100.

Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма. Названия мультфильмов записать в тетрадь.

Слайд № 16. Вывод. Рефлексия Заполнить 8-ю строку таблицы.

-  Ребята, теперь вы можете заполнить последнюю строку таблицы?  Высказывания детей. Заполняется таблица. Что запомнилось на уроке?

Слад № 17.

Домашнее задание.

Упр. № 97. Вместе со взрослыми найди города на карте.


Просмотров: 177 | Загрузок: 47
Автор: Макаренкова М.И.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar