Цели: Познавательные: - открыть признаки определения- одного из видов второстепенных членов предложения. Практические: - разработать алгоритм нахождения определения в предложении; - начать развитие умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы; - начать развитие умения графически обозначать определения.
Ход урока. I. Оргмомент. II. Диктант с грамматическим заданием. 1.Вечерний лес ещё не спит. 2.Чернеют прибрежные нивы. 3.Вокруг прудов кусты в пушистых полушубках. 4.Меж высоких и прямых стволов сто ворот зовут под хвойный кров. Задание: - найти и графически обозначить главные члены предложения; - поставить вопросы к второстепенным членам третьего предложения. К какому из названных членов можно поставить вопрос каких? III. Введение нового материала. 1.Чтение вслух текста упр. 230. 2.Проведение беседы по тексту с использованием вопросов и заданий к упр. 230. - Есть ли в тексте описание каких-либо предметов? Каких? - Какие слова помогают описать эти предметы? - На какой вопрос эти слова отвечают? - Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими? - Выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы, по образцу: стебелечек тоненький. - Как бы вы назвали слова-члены предложения, которые обозначают признак предмета, определяют этот признак? - Какой частью речи они выражены? 3. Учащиеся самостоятельно формулируют вывод: определение – это второстепенный член предложения. Который обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? И выражен именем прилагательным. Запись темы: Второстепенные члены предложения. Определение. 4. Анализ текста в рамке. -Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника. Приведение собственных примеров. - Ответы на вопросы: 1) Есть ли в тексте новая для вас информация? 2) Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая предложена в учебнике? IV. Развитие учебно – языковых умений. 1.Работа над материалами в упр. 231 с целью выработки алгоритма нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения. -Чтение текста вслух. - Самостоятельная выработка алгоритма нахождения определения в предложении: а) Найду в предложении слова, которые обозначают предмет. б) Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей? в) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. г) Если есть, значит, это определение. - Списывание текста. Развитие умения находить и графически обозначать определения по алгоритму. 2.Выполнение упражнений. 1) Упр. 232. Распространение предложений определениями. Выделение определений с опорой на алгоритм. Выписывание определений по образцу, их графическое обозначение. 2) Диктант с грамматическим заданием. 1. Поздней осенью поля опять зеленеют. 2. Наверху слышен журавлиный крик. 3. Снежные горы похожи на волны. 4. Над дорогой поднималась желтая пыль. Задание: найдите и графически обозначьте определения. 3) Творческое задание. Сочинение-миниатюра ( описание цветка) по опорным словам к материалу упр. 233. V. Подведение итогов урока. - Какую новую информацию получили, работая на уроке? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным? - назовите ключевые слова темы. IV. Домашнее задание. Вспомнить все, что известно об определении (кн.1, с. 124).
Похожие образовательные материалы: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|