Конспект и презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Определение"

Цели:

Познавательные:

- открыть признаки определения- одного из видов второстепенных членов предложения.

Практические:

- разработать алгоритм нахождения определения в предложении;

- начать развитие умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы;

- начать развитие умения графически обозначать определения.

 

Ход урока.

I.  Оргмомент.

II. Диктант с грамматическим заданием.

1.Вечерний лес ещё не спит.

2.Чернеют прибрежные нивы.

3.Вокруг прудов кусты в пушистых полушубках.

4.Меж высоких и прямых стволов сто ворот зовут под хвойный кров.

Задание:

- найти и графически обозначить главные члены предложения;

       - поставить вопросы к второстепенным членам третьего предложения. К какому из названных членов можно поставить вопрос каких?

III. Введение нового материала.

1.Чтение вслух текста упр. 230.

2.Проведение беседы по тексту с использованием вопросов и заданий к упр. 230.

- Есть ли в тексте описание каких-либо предметов? Каких?

- Какие слова помогают описать эти предметы?

- На какой вопрос эти слова отвечают?

- Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими?

- Выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы, по   образцу:  стебелечек  тоненький.

- Как бы вы назвали слова-члены предложения, которые обозначают признак предмета, определяют этот признак?

- Какой частью речи они выражены?

3. Учащиеся самостоятельно формулируют вывод: определение – это второстепенный член предложения. Который обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? И выражен именем прилагательным.

Запись темы:  Второстепенные члены предложения. Определение.

4. Анализ текста в рамке.

-Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с     формулировкой учебника. Приведение собственных примеров.

- Ответы на вопросы:

1) Есть ли в тексте новая для вас информация?

       2) Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая                            предложена в учебнике?

       IV. Развитие учебно – языковых умений.

1.Работа над материалами в упр. 231 с целью выработки алгоритма нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения.

-Чтение текста вслух.

- Самостоятельная выработка алгоритма нахождения определения в предложении:

а) Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.

б) Поставлю от них вопросы  какой? какая? какие? чей?

в) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

г) Если есть, значит, это определение.

        - Списывание текста. Развитие умения находить и графически обозначать определения по алгоритму.

2.Выполнение упражнений.

       1) Упр. 232. Распространение предложений определениями. Выделение определений с опорой на алгоритм. Выписывание определений по образцу, их графическое обозначение.

2) Диктант с грамматическим заданием.

    1. Поздней осенью поля опять зеленеют.

    2. Наверху слышен журавлиный  крик.

    3. Снежные горы похожи на волны.

    4. Над дорогой поднималась желтая пыль.

Задание: найдите и графически обозначьте определения.

         3) Творческое задание. Сочинение-миниатюра ( описание цветка) по опорным словам к материалу упр. 233.

         V.  Подведение итогов урока.

         - Какую новую информацию получили, работая на уроке? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным?

        -  назовите ключевые слова темы.

        IV. Домашнее задание.

Вспомнить все, что известно об определении (кн.1, с. 124).
Упр.234


Просмотров: 224 | Загрузок: 69
Автор: Маджидова Э.Д.
Теги: определение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar