Конспект и презентация к уроку русского языка "В поисках Василисы Прекрасной" (обобщение изученного по теме "Синонимы")

Цель: закрепление темы «Синонимы», отработка умения подбирать синонимы к словам

Задачи  урока:

образовательные: знать определение синонимов, использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями;

развивающие: развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Оборудование: проектор, презентация

Ход урока

1. Оргмомент (Оформление записи в тетрадях, ознакомление с условиями игры)

(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.

(Слайд № 2) Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, - не выходить же ей замуж за постылого Кощея! Давайте поможем Ивану царевичу спасти Василису, а для этого нам нужно вспомнить синонимы.

- Дайте определение синонимам (ответы детей)

- Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 3)

Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.

(Слайд № 4) Вот избушка Бабы-Яги. Вышла баба-яга, костяная нога и говорит: «Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый!»

- Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.

(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 5)

(Слайд № 6) «Что ж,  – вздохнула Баба-яга, - справился ты с заданием, придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай»

Класс выполняет синтаксический разбор предложения:

Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!

(Слайд № 7)

- Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь четыре синонима к слову мохнатый»

Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников (новый Иван-царевич) выходит к доске и записывает синонимы.  Пример (слайд № 8)

(Слайд № 9) Идёт Иванушка дальше, а навстречу ему медведь. «Съем тебя, царевич, голодный я с утра». «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю!» - отвечает Иван-царевич. «Ладно, так и быть, - согласился медведь. – Придумай-ка мне шесть синонимов к слову большой» Задумался Иван.

- Снова Ивану-царевичу нужна помощь! Подбираем синонимы всем классом.

(Придуманные синонимы: огромный, громадный, гигантский, великанский, здоровенный, необъятный – записывает на доске ученик, комментирует орфограммы)

(Слайд № 9) Отправился царевич дальше – в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич:

« Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне!»

«Помогу, - отвечает заяц, - только ты, Иванушка, подбери шесть синонимов к слову маленький»

(Подходящие слова: крохотный, мизерный, миниатюрный, лилипутский, малюсенький)

Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами

(Слайд № 11) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или подбери как можно больше синонимов к слову идти. Тогда переведу тебя через болото!»

Возможные синонимы: передвигаться, направляться, ковылять, нестись, шлёпать, ходить и т.д.

(Слайд № 12) Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: «За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»

(Слайд № 13) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий

Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: «Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!»

(Слайд № 14) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, подбери четыре синонима к слову злой, тогда чары Кощея рассеются и Василиса освободится!»

- Ребята, подберите синонимы к слову злой (жестокий, бессердечный, беспощадный, агрессивный)

(Слайд № 15) Так и случилось. Подобрал Иванушка синонимы – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если придумаешь четыре синонима к слову красивая.

(Подходящие слова: прекрасная, восхитительная, потрясающая, прелестная, великолепная).

(Слайд № 16) Постарался Иван- царевич, подобрал синонимы и женился на Василисе. Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал синонимы подбирать – молодец!»

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Литература:

Рик Т.Г. – Игры на уроках русского языка: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 128 с. – (Мастерская учителя-словесника).


Просмотров: 163 | Загрузок: 51
Автор: Вохмянина И.Г.
Теги: синонимы
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar