Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация»

Цель: дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.

Ход урока.

Лингвистическая сказка (слайды 2-5)

(Сказку читает заранее подготовленный учащийся)

- Представьте себе, что вы смотрите мультфильм.

 Сначала на экран выбежали поодиночке слова  С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи ( каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.

Но вот кто-то невидимый начал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.

Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.

И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее:

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

 

- Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация)

Слайд № 6. Сравните предложения.

Даже эта работа трудна для него.

( Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель)

 

Эта работа даже трудна для него.

(Подчеркивается неожиданность трудности)

Эта работа трудна даже для него.

(речь идет о сильном исполнителе)

Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация»

Слайд № 7. Словарная работа.

Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

 

Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»

 

Слайд № 8. Есть ли в записи смысл?

Мы, проводить, счастливые, минуты, за,

            письменный, стол.

( В каждом слове есть, вместе – нет)

            Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации.

            Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос.( 1-2 уч-ся у доски)

Слайд 9. Проверим работу.

 

Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

 

Проводим (за чем?) за столом;
за столом (каким?) письменным;
проводим (что?) минуты;
минуты (какие?) счастливые

 

- Мы называем самыми счастливыми минутами те, которые провели за письменным столом. Поэт Мария Цветаева написала гимн письменному столу. Будьте внимательными к слову поэта, не забывайте о тропах. Вас ждет много «биномов фантазии», вокруг стола. Назовите их.

Слайд № 10.

Мой письменный вьючный мул!

            Спасибо, что ног не гнул

            Под ношей, поклажу грез –

            Спасибо - что нес и нес.

            ……………………………..

            К себе пригвоздив чуть свет –

            Спасибо за то - что вслед

            Срывался! На всех путях

            Меня настигал, как шах –

            Беглянку.

            - Назад, на стул!

                                               (М. Цветаева)

Запись: стол – мул – шах.

Слайд № 11. разберемся в прочитанном.

Стол, заваленный рукописями, книгами,- «навьюченный тяжелой поклажей мул», т.е. осел;
Стол, приказывавший поэту сесть за работу, - грозный шах, повелитель;
Поклажа, груз на ослике, муле – грезы, мечты, идеи, которые нужно воплотить в стихи, прозу

- Как вы поняли главную мысль этого поэтического отрывка?

( письменный стол разделяет с поэтом тяжесть труда, не дает поблажки, отдыха, призывает больше работать, дисциплинирует жизнь. Отвлекая поэта от суеты)

Слайд № 12. Работа со связным текстом.

Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.
Прочитаем выразительно текст. Обратим внимание на знаки препинания.
Сколько предложений в тексте?
Какое из предложений соответствует схеме:
[ ], но [ ].
[- O,O,O,O,O,O]
Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено?
Какие еще знаки конца предложения вы знаете?
- Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Слайд № 13. подведем итог.

Запишите предложения, вставляя недостающие слова
В синтаксисе изучаются словосочетания и …  .
Правильно употреблять знаки препинания учит …   .
Мы начали изучать …   и …   .

Слайд № 14.

Д/З : §13, упр. 184.

Использованный материал:

 

Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа. 2004
О.В. Беляева. О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс.-М.: ВАКО, 2007
Русский язык.Практика. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.Ю. Купалова и др. 16 изд., стереотип.- м.: Дрофа, 2010


Просмотров: 1513 | Загрузок: 295
Автор: Балакирева Т.А.
Теги: синтаксис, Пунктуация
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar