Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе "Особенности склонения существительных на - ие, -ий, -ия"

Цель: закрепить правописание безударных падежных окончаний существительных; познакомить с особенностями склонения существительных на -ие, -ий, -ия.

Ход урока:

Вступительное слово учителя, сообщение целей урока.
Работа у доски.

Задание: определите склонение существительных, запишите их в три колонки (1,2,3 скл.)

Тиш.., г..рой, б..хрома, повесть, здоров..е, д..таль, шампунь, балкон, брош.., стр..на, камыш.. тюль, во..зал, г..роиня.

 - Над какими орфограммами вы работали?

Задание: выполните морфологический разбор существительного «о хвастунишке»

3.         Опрос.

            - Сколько склонений имеет существительное? (Три склонения.)

            - Сколько падежей? (6 падежей.)

- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)

4.         Задание: прочитайте записанные словосочетания (слайд 2); объясните различие в написании существительных в парах.

5.         Задание: почему автор дал своим героям такие необычные имена? (слайд 3)

            («Говорящие» имена, имена-афиши несут информацию о характере, вкусах, главной черте персонажа.)

            - Запишите, обозначая орфограмму в окончании существительных. Как пишутся имена собственные, обозначающие названия книг, фильмов?

6.         Проверка работы у доски.

            1 скл.: бахрома, страна, героиня;

            2 скл.: герой, здоровье, шампунь, балкон, камыш, тюль, вокзал;

            3 скл.: тишь, повесть, деталь, брошь.

7.         - Склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного? (Постоянный).

            - Выполните морфологический разбор существительного «о хвастунишке».

            (о хвастунишке – существит., обозначает предмет, отвечает на вопрос « о ком?», н.ф. хвастунишка, нариц., одуш., общего рода, 2 скл., в форме ед.ч. п.п., дополнение).

8.         Объяснение нового материала.

            - Сравните слова в парах. Чем они различаются? Чем схожи? (слайд 4)

            (Оба слова в паре относятся к одному склонению, но имеют разные основы.)

            - Чтобы это увидеть, поставим слова в тв.п. и выделим окончания.

            (МарьЕЙ – армиЕЙ-; поверьЕМ – довериЕМ; сараЕм – планетариЕМ).

            - У существительных сосновой на –И в п.п. всегда пишется два «И».

            Поставим эти существительные в п.п.

            (о Марь + Е, но об армии + И; о поверь + Е, но о доверии + И; о сара + Е, но о планетарии + И).

            - У существительных ж.р. на – ИЯ  в д.п. тоже пишется окончание –И.

            Сравните: обратиться к Марь + Е и обратиться к Мари + И

Грамматические задачи (слайд 5).

- Почему у одних существительных окончание –Е, а у других = И?

- В русском языке можно встретить две похожие формы существительных с разными окончаниями: мечтать о счастьЕ и счастиИ. Чем вы объясните это явление? (Счастье – современная форма, счастие – устаревшая).

10.       Распределите слова на две группы: 1) с окончанием - Е; 2) с окончанием - И.

            О батарее, в армии, в галерее, в музее, об урожае, в стихотворении, на собрании, в решении.

11. Обозначение орфограммы.

            - Что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ). Обозначьте орфограмму в словах предыдущего задания, подчеркивая условия выбора двумя чертами.

12.       Изложение-миниатюра.

            На космической станции, где долго живут космонавты, много всякой еды. Есть там борщи, окрошки, шашлыки, котлеты, компоты. Но нет ни одной ложки – ни большой, ни маленькой.

(Из журнала «Мурзилка»)

13.       Подведение итогов урока.

            Объяснение домашнего задания (слайд 6).

 

Использованные материалы:

Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004
Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003


Просмотров: 213 | Загрузок: 70
Автор: Балакирева Т.А.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar