Конспект и презентация к уроку русского языка "Текст и его признаки. Обобщение изученного"

     Замысел данного урока возник в результате наблюдений над реакцией пятиклассников на игровые ситуации, предлагаемые им на уроках: дети не включаются в игру с куклами-гномиками, которым надо «объяснить» те или иные языковые явления, детям легче рассказать правило учителю, товарищам в группе. Объяснение гномикам мною использовалось в предыдущие годы и всегда увлекало ребят младшего возраста. Поэтому я придумала такую историю: Незнайка, после неудачных попыток овладеть творческими профессиями, мечтает стать журналистом. Попадает в Пущино с заданием от малышей  - написать заметки о своих впечатлениях от зимнего  города. Пробует писать текст – получается набор предложений («Ни одна электронная почта этого не принимает»). Ребята готовы помочь ему, согласны дать ему исправленные ими тексты. Но, поспорив, предлагают  честный выход: сделать для Незнайки ПАМЯТКУ по созданию текста. Превращаются в редакторов (надевают бумажные шапочки), получают папку редактора с искажёнными текстами: 5 групп – 5 текстов:

текст без основной мысли;

текст с расширением темы;

текст без композиционной завершённости;

текст без заглавия, с нарушением порядка предложений;

текст с сужением темы, с пропуском предложений.

       Дети  читают тексты, находят ошибки, формулируют вывод в виде совета Незнайке. После 15 минут работы в группе ребята представляют результаты (устный монолог и запись в ПАМЯТКУ). Незнайка ходит по группам, «набирается ума-разума», в результате  пишет новый, правильный текст. Коллективная памятка вывешивается на стенде.

Ход урока представляется мне интересным и увлекательным, включает  воображение детей, раскрепощает мышление. Учащимся предлагается проблемная задача, активизирующая их мышление. 

       Обобщение материала осуществляется в практической деятельности. Групповая технология также способствует активности  школьников: работает каждый, каждый  включён  в работу: слушает, говорит, читает, пишет. Учится отстаивать свою позицию и взвешивать услышанное, вырабатывать общее мнение, приходить к общему решению. 

Технология электронной презентации позволила обеспечить наглядность текстов,  активизировала внимание, облегчила восприятие материала, сэкономила время.

 

Цели урока:

обобщить  знания учащихся о признаках текста, о смысловом и структурном единстве предложений в тексте;
 развивать воображение, а также речевые, мыслительные и коммуникативные умения;
 воспитывать уважительное отношение к товарищам, учить работать в группе, оказывать действенную помощь.

Основные  задачи:

- повторить признаки текста;

- научиться видеть ошибки в построении текста  и исправлять их.

Использованы педагогические технологии:

      -     учебно-ролевая игра;

 технология групповой работы;
 ИКТ.

Оборудование:  презентация с текстами, «папки редакторов», шапочки редакторов, наклейки.

 

СХЕМА урока

Этап

Содержание

1. Начало урока

Слово учителя: Тема урока – Текст и его признаки.

Цель: повторить известное о тексте и научиться видеть ошибки в построении текста  и исправлять их.

Насколько важна эта тема?

Зачем надо уметь создавать текст?

2. Проверка дом.задания

Как вы ответили на вопросы? С чем  трудно было справиться? Текст –это…Виды связи предложений в тексте…

Тема предложенного текста…

Основная мысль…

Как вы озаглавили тексты? Что отражено в заглавии – тема или осн.мысль?

3. Игровая ситуация (введение). Мотивация к действию

Сценка с Незнайкой. (Приложение1)  

4. Инструкция  учителя. Вход в игру

Вручение «Папок редактора» (Приложение2) 

Подсказки закрыты, скрепки можно убрать только после штурма.

 

5. Работа в группах

Редактирование. (Приложение3) 

Запись исправленного текста в тетради

Незнайка учится уму-разуму в каждой группе и пытается переделать свой текст

 

физкультпауза

Изобразите движениями тему своего текста

6. Представление результатов работы групп.

Заполнение ПАМЯТКИ.  Слово группы: отредактированный текст, комментарий (пояснения), советы Незнайке. ОФОРМЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ПАМЯТКИ.

Слайды Презентации

7. Результат работы Незнайки

Сумели ли мы помочь Незнайке? Исправил ли он свой текст?

Учитель: Ты веришь теперь, Незнайка, что у нас и красивая, и добрая, и радостная зима. Подождём?

 

8. Итог урока. Рефлексия

Вручение Незнайкой наклеек с благодарностью всем ученикам класса (Приложение 4)

Вопросы классу и Незнайке:

-как вы себя чувствовали на уроке?    Удалось ли узнать новое, научится чему-либо? Что понравилось - не понравилось? Какие выводы сделали для себя?

Что было самым трудным на уроке?

Каким, по логике, должно быть  домашнее задание?

 

9. Домашнее задание

 Сочинить миниатюру « Зима в нашем городе»

 

Приложение1

Сценка с Незнайкой

НЕЗНАЙКА (говорит быстро, эмоционально, с резкой сменой настроения):

   - Ой, где это я очутился? Здра-а-вствуйте, ма-лы-ши! (Спохватывается) Какие же это малыши? Вон какие большие… (Радостно) Здравствуйте, ребята! А я из Солнечного города, Незнайка. (горделиво) Меня  отправили  узнавать новые земли и рассказывать о них. Почему меня? Так я же решил стать журналистом! Зачем мне это надо? (восторженно) Я так люблю обо всем рассказывать, знаю все новости Цветочного и Солнечного города,   на Луне побывал…

Я хочу, чтоб все меня узнавали, пригласили на ТВ, печатали меня .. Кстати, говорят, что 1 декабря – праздник, первый день зимы! (расстроен) Какой тут праздник?! Тут загадка попалась – не могу её разгадать:

Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке.

Мы полетели на поля,

И стала белою земля.

ни одной пчелы не увидел, а земля мрачная: тротуары чёрные, деревья голые, небо серое.

На дорожках грязь и слякоть-

Пончик стал рыдать и плакать.

Нет, это мои малыши не примут, снова все обидятся на меня и перестанут со мной дружить.. (призывно) Надо написать что-нибудь в прозе – цветное, яркое, запоминающееся! 

Я попробовал. Вот что получилось:

Я прибыл.  Солнце иногда выглядывает из-за туч. У меня замёрзли руки. Деревья приготовились к зиме. Мечтаю купить тёплую курточку, завтра пойду в магазин. Елки зелёные, сосны тоже. (Презентация)

(С недоумением) Ни одна электронная почта этого не принимает. Что тут не так? (рассуждает) Или я чего-то не умею, или мысли примёрзли. А малыши ждут от меня заметок в нашу городскую газету. Эх, видно, не стать мне журналистом…

1-й Голос из класса:

 - Незнайка, стой! Чего расстраиваешься? Подумаешь, не получилось. Отдыхай в нашей экологической жемчужине и наслаждайся. Скоро  каток зальют…

2-й Голос:

- Что ты, приятель, советуешь? А как же мечта о журналистике?  И малышам пообещал.. Слушай, у тебя же Интернет подключён? Скорость нормальная? Любую статью, любой репортаж скачать можно.

НЕЗНАЙКА: - Так это же воровство?

2-й Голос:

- Никто ж не узнает, ведь антиплагиатора- то даже у   Нины Васильевны нет. А что в интернете, то общее.

3-й Голос:

- Всё не то вы предлагаете! Давайте к ребятам обратимся. Грамотных здесь много, у половины точно 4 и 5 по русскому.

НЕЗНАЙКА: - Вы не можете мне помочь, ребята?

Учитель: Поможем?

Дети: Да!!! (с воодушевлением).

Учитель: А как помогать будем?

4-й Голос:

- Возьмём и напишем. И отдадим Незнайке. Пусть в редакцию отправляет!

Учитель: А чем это отличается от воровства в интернете? Как действительно помочь, реально?   Что лучше – накормить человека рыбой или научить его самому ловить рыбу?

Дети: Второе…  Надо рассказать, как надо писать, чтобы было интересно и полезно! 


Просмотров: 174 | Загрузок: 47
Автор: Савина Н.В.
Теги: текст
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar