Конспект и презентация к уроку русского языка "Суффикс"

Цели: 1) развить понятие о суффиксе как о значимой части слова;

         2) показать роль суффиксов в образовании новых слов;

         3) учить выделять суффиксы, распознавать их количество в слове;

         4) определять значения суффиксов;

         5) развивать зрительную память, логику;

6) воспитывать взаимопомощь, коллективизм, взаимокорректность, любовь к Родине.

План урока:

Повторение. Игра-опрос теории.
Новая тема: а) понятие суффикса;

б) отработка умений находить суффикс и различать количество;

в) значения суффиксов.

      3) Закрепление. Самостоятельная работа.

      4) Итог урока.

      5) Задание на самоподготовку.

Оборудование: презентация, карточки, таблица суффиксов.

Ход урока.

Повторение. Игра-опрос теории.

Задание 1. Опрос теоретических сведений о морфемике( морфемика, морфемы, окончание, основа, корень, суффикс, приставка). Листочки с ответами сдать преподавателю.

(Проверка с помощью компьютерной игры-презентации "Состав слова", в ходе работы над которой появляются правильные ответы.)

Запись темы урока в тетрадь (Рабочая презентация "Суффикс", слайд 1)

Задание 2. На проекторе четверостишие (слайд 2) . Прочитать, в выделенных словах определить окончание, основу и корень. (1 человек у доски- остальные в тетради).              Одновременно дается карточка сильному ученику.       

Мы говорили в дни Батыя, 

Как на полях Бородина:

Да возвеличится Россия,

Да сгинут наши имена!        (В.Пикуль)

Карточка для сильного ученика. Задание однотипное: в словах определить изученные морфемы: срисовал, мазут, календарный, щелочь, настурция, пароход, подписался.

Новая тема.

Задание 1. Восстановить деформированный текст. (Текст выведен через презентацию на интерактивную доску, слайды 3,4)

     Слово делится на части.

     Ах,  какое это счастье!

     Может каждый грамотей

     Сделать слово из частей!

     На конце любого слова

     …………..ищет Вова.           (окончанье)

     Изменяемая часть

     С другим словом держит связь.

     ………..он найдёт,

     Его в рамочку возьмёт.

 

     После корня он стоит,

     Перед окончанием.

     Его я если заменю,

     Другое слово получу.

     Обозначу уголком,

     Называю …………..                       (суффиксом)

Вывод: -Что же такое суффикс? Что мы о нем узнали из стихотворения? ( Стоит после корня, служит для образования новых слов, обозначается уголком).

- Дать ему определение!

Задание 2. Проверить наше определение с определением в учебнике: п.76, стр162.

Задание 3. Найдите слова, в которых есть суффиксы. (Предложения выведены через презентацию на интерактивную доску, слайд 5).

Родная землица и во сне снится.
На родной сторонке и камушек знаком.
На родной сторонушке рад своей воронушке.

- Какие дополнительные значения привносят суффиксы в слова? Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы. Работа с таблицей суффиксов.

- Суффиксы делятся на группы. Рассмотрим таблицу. (Таблица у каждого учащегося на парте).

Суффикс

Примеры

1.Профессия, род занятий

-ист-

Гармонист, машинист, таксист

-ник-

Ученик, подводник, проводник

-чик-

Летчик, наладчик, приказчик (историзм)

-щик-

Настройщик, дальнобойщик

-тель-

Строитель, учитель, водитель

-ач-

Ткач, врач (историч.суффикс), трубач

2.Названия жителей населенных мест

-ец-

Петербуржец, уралец, украинец

-ич-

Москвич, томич

-як-

Пермяк, сибиряк

3.Уменьшительно-ласкательные суффиксы

-ик-

Ключик, гвоздик

-ек-

Замочек, цветочек

-ок-

Дружок, снежок

-к-

Куколка, дверка

-чик-

Мальчик, пальчик

-очк-(-ечк-)

Полочка, книжечка

-еньк-

Доченька, Настенька

-ушк-(-юшк-)

Ванюшка, соловушка

Физминутка (слайд6).

Упражнения на отработку значений суффиксов: 390, 392, 393(устно).

Задание 4. Сколько суффиксов в словах? (Слайд 7).

Биатлонист, биатлонистка, счастливый, счастливчик, лесовик, лесовичок.

Задание 5. Распределить слова на 2 колонки: 1- с одним суффиксом, 2 – с двумя. Слова воспроизведены на доске. После выполнения -  взаимопроверка! (Слайд8,9).

2

Столик                                        злючка

Зимний                                        удачливость

котик                                          ударница

3.Закрепление. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа. Найти суффиксы в словах, предварительно выделив окончание, основу и корень. (Слайд10).

Рыжик, соломка, игрушка, ягодный, беленький, тягучий, сырный.

Итог урока.

-Давайте проверим нашу самостоятельную работу. (ответ напечатан на доске, ребята сверяются, называют ошибки- слайд11)

-Что такое суффикс и как его найти в слове?

Оценки за урок.

Задание на самоподготовку.

Разноуровневые карточки:

А- 

Определите суффикс в словах: серебристый, белизна, тягость, земляной, речонка, комнатка, душистый.

В- 

Определите сколько суффиксов в словах: баянистка, пламенеть, подорожничек, желточек, травиночка, местность, светлела.

С-  

Найти в стихотворении однокоренные слова, подчеркнуть их, выделить в них суффиксы. Ответить на вопрос , который задается в стихотворении.

         Суффикс – важная часть слова,

         Как крючок для рыболова,

         Как для реченьки водица

         И как крылья певчей птице.

 

         Им без суффикса так плохо,

         Не красиво, одиноко…

         Суффикс – это интересно.

         Одинок принц без принцессы,

 

         А король без королевы…

         Девочка там есть, где дева.

         Где есть кошка, там котята,

         А у белок есть бельчата.

 

         Как загадка, суффикс этот;

         С ним волшебно на планете.

         Он в цветочке аленьком,

         В ручеёчке маленьком…

 

         Вот и тигр, а с ним – тигрята.

         Заяц – зайка с ним, зайчата.

         Суффикс есть и в слове «львята».

         А еще в каких, ребята?          

 

Использованная литература.

1. proza.ru Суффикс - это интересно (Людмила Фирсова) / литература для детей.

2. rupoem.ru — Русская поэзия

3.  otvet.mail.ru›Открытые вопросы Ответы@Mail.Ru: знаете ли вы какие-нибудь загадки о Русском языке?...

4. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская ."Русский язык. 5 класс". Москва, "Просвещение", 2008.

5.Н.В.Егорова. "Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс". Москва, "Вако", 2011.


Просмотров: 607 | Загрузок: 101
Автор: Ковальская О.И.
Теги: Суффикс
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar