Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Задачи урока:

—  познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пла­стова;

—  учить «читать» картину, осмысливать ее содер­жание;

—  привлечь внимание детей к красоте зимней при­роды;

—  способствовать    эмоциональному    восприятию картины как произведения искусства;

—  совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

—  формировать умение составлять заключитель­ную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

—  учить соотносить художественный текст и худо­жественные средства картины.

 

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Подготовка к восприятию картины.

—  Прочитайте на доске два слова: первый и послед­ний.  Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цве­ток, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

—  Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

 

 

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях,

— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:

     «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высоко­го неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяй­ничать над землей».

—  Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,

—  Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к перво­му снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

—Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий.

                                           Первый снег

           Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И ,наконец-то, снег повалил хлопьями.

  Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

4. Рассматривание картины.

    Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведе­ний Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого со­стояния природы, которое бывает в час первого снего­пада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни   и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

—  Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

—  Какое время суток изображено? Как вы догада­лись? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали  на крыльцо, они  еще  не выходили  из дома.)

—  Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревен­ские ребята.)

—  Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по разме­ру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают го­лову к небу, смотрят на хлопья снега,)

—  Что можно сказать, глядя на выражение лиц де­тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад,  дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них  это праздник.)

6. Работа со словарём настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова— на­звания чувств, которые помогут вам передать настрое­ние детей.

радость                     восторг                    волнение

удивление                   интерес                     восхищение

беспокойство           испуг                          грусть

 (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) — Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане? ( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? ( Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу,  хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство  живой и неживой природы.

В чём  это проявляет­ся? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере­вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует,  радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

— А почему художник показал на картине только часть берёзы?, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сып­лется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

—Выберите несколько опорных слов, которые яв­ляются главными для описания картины:

снег     дети  земля     ворона      небо     берёза

— попробуйте описать снег. Используя сравнения. Эпитеты. Слова. Характеризующие действия снега. очень к лицу земле,  белая скатерть полей, робкий и тихий, пушистый и мохнатый,  укрыл землю, порошил, щекотал лицо, кружился, порхал

танцевал, опускался большими хлопьями

— Попробуйте смотреть глазами художника. Будь­те при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радо­стное чувство восторга при виде первого снега.)

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой кар­тине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благода­рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра­дости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9 Составление плана сочинения:

1) Первый день зимы.

2) Радость детей.

3) Настроение картины.

4) Мое отношение к картине.

10. Устное коллективное  составление текста-описания.

11. Самостоятельная работа

12.  Самопроверка

13. Итог

 

 

Тема:                                                  Работа на ошибками

по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Цель: Совершенствовать умение выражать свои мысли в письменной  речи

Задачи урока:

—  выявить пробелы в знаниях учащихся и

—  провести работу над ошибками допущенными в письменной работе

—  активизировать словарный запас учащихся;

—  воспитывать любовь к природе;

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение

—  Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

    Художник Аркадий Александрович Пластов написал картину «Первый снег» в 1946 году.

 

3. Работа над орфографическими ошибками

-выписать слова в которых были допущены ошибки и объяснить правописание этих слов

4. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник?

(Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.)

—  Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

 (Ещё нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

—  Какое время суток изображено? Как вы догада­лись?

(Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети второпях  выбежали  на крыльцо.)

—  Кого изобразил художник на переднем плане?

(На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревен­ские ребята.)

—  Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го­лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега.)

—  Что можно сказать, глядя на выражение лиц де­тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

(Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть на медленно опускаются на землю лёгкие, пушистые снежинки.)

— Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый и красивый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане?

( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает?

 ( Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу,  хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство  живой и неживой природы.

В чём  это проявляет­ся?

(Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере­вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сып­лется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

 (Художник помог нам еще ярче пережить радо­стное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал праздник природы, мы чувствуем этот празд­ник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

— Как  вы закончили свой рассказ по этой кар­тине? (Я благода­рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра­дости при виде первого снега.)

5. Самостоятельная работа.  Работа с карточкой.

Списать текст.

     Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.

Ещё нет сугробов, местами видна голая земля. Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети выбежали  на крыльцо.

     На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревен­ские ребята. Мальчик  одет в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го­лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега. Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть, как медленно опускаются на землю лёгкие, красивые снежинки.

    В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. Около берёзы мы видим ворону, которая радуется первому снегу и хочет его попробовать.

    Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере­вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

    Художник Аркадий Александрович Пластов помог нам еще ярче пережить радо­стное чувство восторга при виде первого снега. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. Я благода­рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра­дости при виде первого снега.

6. Самопроверка

7. Итог


Просмотров: 403 | Загрузок: 84
Автор: Рудник И.А.
Теги: описание картины
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar