Конспект и презентация к уроку русского языка. Сочинение-описание по картине А.А. Пластова "Летом"

Цели урока:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А. Пластова;
знакомство с типом речи «описание»;
активизировать лексику учащихся по теме «Лето»;
закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
воспитывать любовь к родной природе.

 

Эпиграф

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдём и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, —

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины.

                            Ф.И. Тютчев

 Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока.

Лето – это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают не только художники в своих картинах, но и поэты. Прочитаем стихи о лете русских поэтов.

 

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

                         Ф.И. Тютчев.

 

Как здесь свежо под липою густою –

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал

А там, вдали, сверкает воздух жгучий

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко – слух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющий природы,

Волнистые проходят облака.

                                      А.А. Фет.      

Словарная работа

Пейзаж —  жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

Описание — тип речи. Основная черта описания – одновременность действий, явлений, признаков. .Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.

Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.

Слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.

 В 1945 году Пластов написал одну замечательную, полную жизнеутверждающей энергии, картину "Сенокос" – естественность бытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы - расти, а люди все также занимаются повседневными делами.

Аркадий Александрович создал огромное  количество великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.

Не осталась без внимания тема Великой Отечественной войны. Художник раскрыл всю глубину трагедии народа, когда происходит посягательство на все, что касается естественности бытия, его священных законов,  и показал несокрушимость этих законов, крепость народного  жизненного начала.

Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод.

Беседа по картине (вопросы учебника упражнение №106)

Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?
Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?

 

Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.

 

Рассмотрим картину более внимательно. Опишите всех, кого изобразил художник.

На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.

Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?

Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.

5.  Опишите девочку.

Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.

На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.

 

6.  Что можно сказать о собаке?

 

Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.

 

Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.

Как показал художник, что стоит солнечный, тихий день?

Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.

Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня?

Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.

Стихотворение-воспоминание о детстве оставил нам, читателям, поэт Роберт Рождественский:

Помню:

В том лесу

              росла клубника.

Нежная,

прохладная

              росла.

Ягоды двоились,

              наплывали,

в зелень зарывались от жары.

Медленно

              качали

                       головами

солнечные

сочные

шары.

Справа.

              Слева.

                       Всюду!

                                 Повсеместно!

Дальше убегали —

                       под кусты…

Чёрные жуки

                       тяжеловесно

плюхались на жёлтые цветы.

Сосны поднимались к небу косо,

солнце било

              зло и горячо.

Лёгкие глазастые стрекозы

опускались на моё плечо…

 

Лексическая работа. Составление словосочетаний.

Ослепительное солнце, изумрудная трава, яркие краски, зелёная цветочная поляна, глиняный кувшин, фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки, оранжевые лисички, белоствольные берёзы.

Работа над составлением плана

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзины, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

 

Написание сочинения

 

Литература:

Дубинина Е.В. Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию. РЯШ № 1. 2001г.
Ходякова Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи. РЯШ №2. 1993г.


Просмотров: 169 | Загрузок: 51
Автор: Горохова Л.Б.
Теги: описание картины
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar