Конспект и презентация к уроку русского языка "Систематизация и обобщение знаний по теме: "Имя существительное"

Цель урока: Способствовать закреплению изученного материала по теме «Имя существительное». 

Задачи урока: 1) Повторить тему «Имя существительное».

                        2) Проверить качество знаний учащихся.

                        3) Помочь становлению нравственной культуры.    

Оборудование: компьютер, медиапроектор  и  мультимедийный  экран  для  компьютерной  презентации, карточки для индивидуальной работы.

 

Ход урока:

Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.

- Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по городу Существительное (слайд № 1). Мы с вами как раз изучили эту часть речи.

А теперь представьте, что где-то есть такой город, и мы с вами стоим перед его воротами (слайд № 2). Прежде чем попасть в город, нам необходимо найти подходящий пароль, т.е. ответить на несколько вопросов (слайд № 3): что обозначает имя существительное? Какие постоянные признаки присущи имени существительному? Каким членом предложения оно является?

III. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Пароль мы угадали. Теперь нужно подобрать ключ к воротам.  Для этого 1 вариант должен написать любые 5 одушевленных существительных, а 2 вариант – 5 неодушевленных существительных. А затем составить 1 простое распространенное предложение с одним из записанных слов  (слайд № 4).

IV. Число имени существительного.

- Ключ мы добыли. Открываем ворота и оказываемся на центральной площади (слайд № 5). Здесь собралось большое количество народа. Чтобы пройти к замку, вам необходимо как бы развести жителей по районам. Вы знаете, что в русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа; существительные, которые имеют форму только множественного числа; существительные, которые имеют форму и единственного и множественного числа. Вам нужно распределить данные слова в три столбика.

Погода, вагон, деньги, обувь, лужа, носок, сила, чернила, злость, очки, джинсы, каникулы, утро, дом, масло, гвоздь, молодёжь, тиски, богатство, свет, река, насекомое, весы.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга (слайд № 6).

V. Выборочное списывание.

- Вот мы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров частично разобран (слайд № 7).  Вы должны доложить недостающие дощечки, т.е. выполнить следующее задание: выписать существительные, оканчивающиеся на шипящий в три столбика по склонениям.

(Раздаются карточки с напечатанными предложениями).

Умный товарищ – половина дороги.

Жжется, как крапива, а колется, как ёж.

Грозит мышь кошке, да из норки.

За честь – хоть голову с плеч.

У него на эту речь ухо заложило.

Сын да дочь – ясно солнце, светел месяц.

Глупому сыну не в помощь наследство.

Твой меч – моя голова.

Клещ не вещь, где упал, там и пропал.

Придёт ночь, так скажем, каков день был.

Даст бог дождь, даст и рожь.

Что слово, то и ложь.

- Проверьте себя (слайд № 8).

- С какой орфограммой мы работали?

VI. Морфологический разбор имени существительного.

- Как вы видите, не так – то просто попасть в замок (слайд № 9).

Стражники стоят в воротах замка.

1 вариант делает морфологический разбор слова в воротах,

второй  вариант – замка.

VII. «Допиши окончание».

- Итак, мы с вами оказались в замке. Здесь нам тоже предлагают выполнить ряд заданий.

- Когда пишется Е, а когда И в окончаниях существительных? Допишите окончания (слайд № 10).

Вдоль дорог…

Около оранжере…

Запах полын…

Просить о помощ…

Побывать в Карели…

Песня о счасть…

Росли на сирен…

Шли к избушк…

Учебники по истори…

Призываешь к смелост…

Бежали по алле…

Написать Мари…

Говорить о воспитани…

-  Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга (слайд № 11).

 VIII. Выборочный диктант.

- Когда пишется Е, а когда О после шипящих в окончаниях существительных?

Выпишите в два столбика существительные с О и Е после шипящих в окончаниях.

Лошади бежали рысцой.
Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей.
Плывет кораблик -  солнышко, кругом лучи кольцом .
Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.
Ласточка свила гнездо под крышей.
Над рощей пронеслась туча.
Подобрали ребята двух птенцов.
Мы любовались громадами снежных дворцов.
Ласточку люди называют вестницей  весны.

- Проверьте, правильно ли  вы выполнили  задание  (слайд № 12).

IX. Сочинение – миниатюра.

    - Предлагаю  выполнить  творческое  задание: составьте  текст «Зима  в  нашем   селе»,  включив  в  него  как  можно  больше  различных существительных: одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных и т.д.

(слайд № 13)

- Чьи  работы  вам  понравились?

   X.  Тест по теме «Имя существительное». (Слайд №14; слайд № 15: проверь  себя)

Итоговый тест

Найдите существительное, которое имеет форму только ед. числа

А) рельс;  Б) ворота;  В) темнота.

А) грабли;  Б) молоко;  В) опилки.

 

2. Какие существительные относятся ко 2 склонению:

А) иней;    Б) ночами;    В) у дерева.

А) на улице;     Б) камышом;   В) в окне

 

3. Определите падеж существительных:

А) по дороге;   Б) в городе;   В) зимы.

А) про праздник;  Б) в журнале;  В) именем.

 

4. Где нужен Ь:

А) ключ…;   Б) гореч…;   В) с крыш…

А) пастбищ…;   Б) молодёж…; В) брош…

 

5. Какую букву нужно вставить:

А)  над столиц…й

Б) перед училищ…м

В) с малыш…м

А) перед границ…й

Б) с выигрыш…м

В) над дворц…м

 

XI. Домашнее задание.

- Напишите заметку в газету о сегодняшнем уроке.

 XII. Итог урока.

- Сегодня мы побывали с вами в городе Существительное, очень много узнали о его жителях. Что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии?

- Благодарю  всех  за  сотрудничество  и  прошу,  уходя  с  урока,  подумать  о  том,  как  прошел  он  для  вас  лично.

XIII. Комментированное выставление оценок за урок.


Просмотров: 201 | Загрузок: 52
Автор: Голубева Е.Н.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar