Конспект и презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Цели:

Повторить и обобщить  знания по теме «Синтаксис и пунктуация»
Закрепить и скорректировать знания по разделу, умения расставлять знаки препинания.
Воспитывать культуру учебной деятельности.

 

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

I. Оргмомент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 

Настраивает детей на работу.

 

II. Этап целеполагания.

 Цель: повторение с обобщением изученного материала по теме, формулирование задач урока

 

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Послушайте загадку и попробуйте догадаться на чём?

Какие красавцы всегда и везде

На суше родятся - живут на воде?

 

Ходит город-великан

На работу в океан

 

Мы отправляемся на остров на корабле «Пятёрочка».

Восстановите пропущенное слово и объясните с какой целью мы отправляемся в плавание?

Словосочетание, ..., текст.

 

Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели: быть грамотным человеком, правильно расставлять знаки препинания.

 

Читает загадку, направляет мыслительную деятельность учащихся, подводит к формулировке темы и задач урока.

 

Слайд 1.

 

III. Обобщение по теме

Цель: закрепление и обобщение изученного материала; выявление пробелов для корректировки знаний

 

1.Чтобы выйти в море, нужно поднять якорь. Синтаксическая зарядка.

Задание:  «толстый» и «тонкий» вопрос.

Один ученик достает определение из шкатулки, формулирует вопрос другому. (5-6 вопросов на основные понятия раздела).

2.Ну, а теперь в путь!  Видеоролик «Кораблик». (Звучит музыка).

3.Прямо по курсу удивительный остров, который называется «Синтаксис и пунктуация». Мы совершим восхождение на гору Словосочетаний,  искупаемся в озере Предложений, посетим город Текст.

4. Чтобы пришвартоваться, необходимо выполнить задание:

Третий лишний

Определение, дополнение, подлежащее.
Наверное, конечно, разумеется.
Повествовательное, побудительное, восклицательное.
Односоставное, сложное, двусоставное.

 

Проверяются теоретические знания по разделу.

Понятия на слайде 3.

 

Показывает

слайд с островом

(слайд 2).

 

Проверяет  знание теоретических понятий (слайд4)

 

5. Поднимаемся на гору «Словосочетаний»

работа с перфокартами

Задание: распредели словосочетания  по строению

Уборка урожая, сильный ливень, побежали к дому, отдыхали у бабушки, желтые листья, решительно сел, очень громко, роса на лугу, тихо гудел, уже темно, в зарослях ягод, широкий пруд.

 

Диктует словосочетания

 

6.Искупаемся в озере Предложений

синтаксический разбор простого предложения

1).Блестели на листьях берез жемчужные капли росы. (эпитет)

2).Днем и ночью бьются о прибрежные скалы волны! (олицетворение)

3).Звуки соловьиной песни заполнили, кажется, все пространство.

4). В поисках невесты королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу, ветру.

Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу...

5). Пословицы, поговорки, загадки – малые жанры фольклора.

 

Проверяет, оценивает работу учащихся.

 

распределительный диктант

1. Пасечник спросил нас: «Хотите, ребята, отведать мёду?»

2. И ей зеркальце в ответ: «Ты, царица, спору нет».

3. «Неблагодарная!» - промолвил Дуб ей тут.

4. «Вы, наверное, очень устали с дороги?» - спросила бабушка.

5. «Воротись, поклонись рыбке», - сказала старуха.

6.  Мы подумали: «Скоро пойдет дождь».

А: «П».

А: «П?»

«П»,-а.

«П!»-а.

 

7. Посетим город Текст

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Лесные поляны  налились, кажется,   густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы замолкают. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь деревья еще видны лучи солнца.

Высоко над елкой заблестели звезды. Ночь прикоснулась к земле.

Задания:

тема текста
тип речи
связь предложений
охарактеризуйте простые предложения
назовите сп, как связаны простые в составе сложных?

 

Предлагает познакомиться с текстом.

Задает вопросы.

VIII. Домашнее задание.

Повторить синтаксический разбор предложения, схемы предложений прямой речи, виды вводных слов; подготовиться к контрольному диктанту.

Дает комментарий к домашнему заданию.

VII. Итог урока.

Цель: подвести итог  проделанной работы на уроке; организовать рефлексию и самооценку своей деятельности.  

1.Пока наш корабль возвращается назад, мы с вами подведем итоги, составим кластер.

Что такое кластер?

Выделение смысловых единиц и расположение их в определенном порядке называется кластером.

2.Этап рефлексии: удалось нам решить поставленную задачу?

3.Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?

Задает вопросы.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.


Просмотров: 193 | Загрузок: 54
Автор: Маёрова Т.И.
Теги: Пунктуация, синтаксис
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar