Конспект и презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

    Цель урока – закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе.

    Оборудование урока – компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

(лист формата А-4), при необходимости использование тетради-помощницы (опорный конспект).

    Ход урока: вначале учитель озвучивает тему урока и знакомит учащихся с объемом работ, которые предстоит проделать на этом уроке. Затем начинается занятие.

Слово учителя:

- Поскольку ни одна работа не может избежать орфографических правил, то именно с    повторения некоторых из них мы и начнем наш урок.

    Примечание: упражнения можно подобрать на различные правила (на усмотрение учителя), в которых учащиеся чаще всего допускаются ошибки. Учитель может озвучивать задание и упражнение сам, а можно попросить и учеников.  Открываем слайд №4 (упражнение №1) и приступаем к работе.

1.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

            1) Выжигать, вымокать, задираться

            2) Жасмин, инженер, выскочить

            3) Толкуют, упрекают, оклики

            4) Викторина, аромат, брошюра

    Предполагаемый ответ:

- Ряд №3, потому что каждую гласную можно проверить, подобрав проверочное слово,  

т.е. гласную поставить под ударение.

Открываем слайд №5 (упражнение№2) и вспоминаем: по какому принципу мы должны распределить слова?

2.  Распредели слова по правилам:

            Пригореть, плавучий, макать, выравнивать, росток, задираться, промокашка, скакать

 

    Предполагаемый ответ:

- В словах написание гласной зависит от суффикса, от ударения, от  лексического значения, от буквы.

    Примечание: желательно это упражнение выполнять вместе с учениками. Обратить внимание, что слова на слайде распределяются по колонкам в порядке очередности (по щелчку мыши каждое слово «встает» на свое место). А по второму щелчку подводятся фигурные скобки и формулируется правило.

Открываем слайд №6 (упражнение №3). Но вначале желательно вспомнить правило.

    Предполагаемый ответ:

 -  Ряд №2, потому что в корне слова, если есть чередование с Е, например:

  щёлканье – щелчок, жёрдочка – жердь.

  Не первый, потому что в слове «капюшон» - буква О, т.к. словарное слово. Не третий,   

  потому что в слове «кружок» пишем в суффиксе О. Не четвертый, т.к. в обоих словах  

  пишем букву О. В суффиксах имен существительных – рубашонка. А в слове «изжога»,

  если в корне нет чередования с Е, то пишем О, или в словах исключениях.  

3.  В каком ряду во всех словах пишется буква ё?

1) капюш_н, ч_рточка

2) щ_лканье, ж_рдочка

3) круж_к, искаж_нный

4) рубаш_нка, изж_га

    Примечание: После ответа учитель по щелчку мыши высвечивает» правильный ответ.

Перечень упражнений можно дополнить, т.е. все зависит от времени, выделенного для подготовки, и от усвоения учащимися материала.

Далее приступаем непосредственно к синтаксису и пунктуации. Итак, первое правило: тире между подлежащим и сказуемым. Слайды №7,8,9 (упражнение №4).  

    Примечание: сначала можно предложить учащимся перечислить все пункты, когда мы ставим тире между подлежащим и сказуемым и когда не ставим, а затем уже выполнить упражнение. Можно поступить и наоборот: сначала выполнить упражнение, а потом озвучить все правила.

4.  Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

             Знания в юности это мудрость в старости.

             Лес не школа, да всех учит.

             Земля как развернутая зеленая книга.

     Предполагаемый ответ:

 -  В первом предложении перед ЭТО ставим тире, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.

 -  Во втором предложении тире не ставим, т.к. перед сказуемым, выраженным именем

 существительным в именительном падеже, стоит отрицание НЕ.

  - В третьем  предложении тире не ставим, т.к. сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительным союзом КАК.

    Примечание: после выполнения задания, на каждом слайде по щелчку мыши подчеркивается грамматическая основа, ставится тире, если надо, и обводится ответ.

    Далее приступаем к теме «Словообразование». Но сначала на слайде №10 читаем текст и по отдельному щелчку мыши подчеркиваем слова, с которыми предстоит работать.

5.  Работа с текстом.         

        Вид зимней природы был великолепен. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и они опушились блестящим  инеем. По кустам и деревьям скользили

 солнечные лучи. Ясны и тихи стояли короткие зимние дни.

        Загородная прогулка удалась на славу.

    Примечание: на рабочем листе все выделенные слова напечатаны в упражнении №6.

6.  Определите способ словообразования в следующих словах:

 зимней

 выжал

 ясны

 тихи

 загородная

Перед тем, как ученики приступят к работе, необходимо спросить: чем морфемный разбор отличается от словообразовательного?

Ибо в проверочных работах можно увидеть ошибку: путают эти разборы.

    Предполагаемый ответ:

 - В морфемном разборе все слово разбирается по составу, а в словообразовательном

разборе определяем при помощи какой морфемы (морфем) образовалось данное слово.

Таким образом, работая со слайдами №11,12,13,14, учащиеся определяют способ словообразования, выделяя при этом морфему.  

    Предполагаемый ответ:

 - При помощи суффикса Н – суффиксальный способ образования (слайд №11).

 - При помощи приставки ВЫ – приставочный способ образования (слайд №12).

 - Бессуффиксный (безаффиксный) способ образования (слайд №13).

 - Приставочно-суффиксальный способ образования (слайд №14).

    Примечание: учащиеся должны обязательно называть не только слово, но и часть речи, к  которой оно относится. По щелчку мыши пишется правильный ответ.

    Слово учителя:

 - Следующий этап – работа по теме «Словосочетание».

 Вспомним: что такое  словосочетание и что не является словосочетанием?

    Предполагаемый ответ:

 - Словосочетание – это сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между

 собой по смыслу и грамматически. Словосочетанием не является грамматическая

 основа, однородные члены предложения, слово с предлогом.

    Примечание: работаем со слайдом №15 (первое предложение из упражнения №7). Сначала находим грамматическую основу, подчеркиваем ее, а затем выписываем словосочетания из предложения. Далее разбираем выписанные словосочетания из того же предложения (слайд №16). Учитель одновременно с учениками работает со слайдом: по щелчку мыши обознается крестиком определяемое слово, появляется стрелка, направленная на зависимое слово, которое затем подчеркивается тем членом предложения, которым оно является.  

Работа со слайдом №17 (второе предложение) проводится точно так же.

7.  Выпишите из предложений все словосочетания и разберите их:

 По кустам и деревьям скользили солнечные лучи.

             Загородная прогулка удалась на славу.

    Слово учителя:

 - Теперь важно вспомнить о некоторых моментах синтаксического разбора. Как отличить подлежащее от дополнения, если слова, обозначающие предметы, стоят, на первый взгляд,  в начальной форме?

     Предполагаемый ответ:

 - По смыслу.

 - Подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?, а дополнение отвечает на вопросы: кого?

  что?

 Работаем со слайдом №18 (упражнение №8)

8.  Подчеркни подлежащее и дополнение. Объясни свой выбор графически:

       1. Конек режет лед.

       2. Весло задевает водоросли.

       3. Встретить ночь готовится природа.

     Предполагаемый ответ:

 - В первом предложении «конек» режет (кого? что?) «лед».

 - Во втором предложении «весло» задевает (кого? что?) «водоросли».

 - В третьем предложении «природа» готовиться (к чему?) «встретить ночь».

    Примечание: учитель работает вместе с учащимися. По щелчку мыши подчеркивается грамматическая основа, направляющаяся стрелка, дополнение.

    Слово учителя:  

 - Переходим к следующему упражнению, для выполнения которого нам необходимо

вспомнить о согласованном и несогласованном определении.

    Примечание: открываем слайд №19 (упражнение №9).

Прежде чем приступить к работе, слушаем ответы учеников.

    Предполагаемый ответ:

- Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? который?  

По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные. 

Согласованные  - это те, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе,

падеже. Согласованное определение обычно стоит перед определяемым словом.

Несогласованные определения выражаются существительными с предлогами и без 

предлогов, стоят обычно после определяемых слов. Также они могут совмещать

значение определения со значением обстоятельств и дополнений. К ним можно задать

вопросы: какие? где? или какая? с кем? и т.п.

9. Данные словосочетания с согласованными определениями замени сочетаниями

    с несогласованными определениями:

              1) серебряное украшение -

        2) кожаный пояс - 

        3) безветренный день - 

        4) клетчатая ткань –

    Примечание: работа выполняется одновременно с учениками. По щелчку мыши сначала у согласованного определения стрелка направляется от главного слова к зависимому, потом над стрелочкой пишется вопрос, а затем подчеркивается зависимое слово. Далее «пишется» несогласованное определение, стрелочка направляется от главного к зависимому, над ней пишется вопрос, а затем зависимое слово подчеркивается. И так по всем четырем пунктам.

Далее работаем со слайдом №20 (упражнение №10). 

10.  Каким членом предложения будет выражение «с рюкзаками»?

       1. Туристы отправились в путь с рюкзаками за спиной.

       2. Люди с рюкзаками мешали входящим в автобус. 

Предполагаемый ответ:

- В первом предложении будет являться дополнением, т.к. отвечает на вопрос: с чем? 

- Во втором предложении будет являться несогласованным определением, т.к. отвечает на вопрос: какие?

    Примечание: по щелчку мыши подчеркивается грамматическая основа, подчеркивается слово, от которого задается вопрос к выражению «с рюкзаками», направляется стрелочка к нему, над ней пишется вопрос, а затем подчеркивается само  выражение. Желательно работу выполнять одновременно с учащимися.

Далее открывается слайд №21 «Напоследок еще о яблоке».

    Слово учителя:

- Сегодня мы с вами повторили материал, который необходимо было усвоить для

качественного  выполнения контрольной работы. Но, к сожалению, в классе всегда есть

ученики, которые не принимают участие в ходе работы. Поэтому текст, который я

прочту, будет посвящен именно им.

   Примечание: учитель открывает слайд №22 с текстом «Яблоко» и читает его. По завершении открывает слайд №23, в котором по щелчку мыши на один рисунок накладывается другой, с червячком. Просьба сделать вывод, о каком «черве сомнения» идет речь.

    Предполагаемый ответ: варианты ответов, как правило, разные. Ответ заложен в самом тексте. Можно объяснить, что это выражение употребляется в переносном смысле.

Далее поблагодарить учащихся за проделанную работу и задать им домашнее задание, открыв слайд №24.

 

 Список используемой литературы:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

      Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 1999. –

      266 с.: ил.

  2. Богданова Г.А.

      Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. 9-е изд.,- М.: Просвещение,  

      2007. – 175 с.

  3. Брусина А.Е.

      Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс, I полугодие / Учебно-методическое

      пособие. – СПб.: Паритет, 2000. – 128 с. (Учебная серия)

  4. Дерибас Л.А.

      Правила и упражнения: Русский язык: 5-6 кл. / Л.А. Дерибас, К.И. Мишина. – М.:

      ООО «Издательство Астрель», 2002. – 206 с. – (Школьный урок)

  5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.

      Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / под ред. М.М.

      Разумовской, П.А. Леканта. – 10-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. – 269 с.: ил.,

      8 л. цв. вкл.


Просмотров: 877 | Загрузок: 228
Автор: Завьялова Т.В.
Теги: синтаксис, Пунктуация
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar