Конспект и презентация к уроку русского языка "Роль языка в жизни общества"

Цель: подвести учащихся к выводам, что язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми.

К уроку:

Всем учащимся: вспомнить пословицы о языке, речи, слове. Одну записать в тетрадь.

Сценка « Эзоп и Ксанф» - 2 уч-ся

Выразительное чтение стихотворения « Как его зовут?» В. Масс и М. Червинский – 1 уч-ся

Ход урока.

Орг. момент.
Вступительное слово.

- Посмотрите на тему нашего урока.(Слайд №1)

Подумайте, как вы её понимаете? Как бы вы определили роль языка в жизни общества? (Ответы учащихся)

3. Проверка домашнего задания ( Пословицы о языке)

 ( Учащиеся зачитывают свою пословицу, объясняют её смысл и чем она им понравилась)

А интересно, как относились к языку в давние времена?

Перенесемся на минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

(Сценка, заранее подготовленная учениками.)

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь. Что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть на свете что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «Мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

- Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

- Вот она, мой господин!

- Снова язык?!

- Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

5.     Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Так же считают и наши писатели. (Работа с высказываниями В. Короленко и М. Горького – слайд № 2)

            - Как вы понимаете эти высказывания?

            - А как вы считаете, мы хорошо владеем своим языком?          

   6.      Проанализируйте 2 высказывания учащихся 5 класса о своей бабушке.( слайд 3)

            - Вам какое высказывания больше нравится? Почему?

            - Что нужно делать, чтобы твою речь было приятно слушать?

    7.     - Кто быстрее и правильнее всех произнесет скороговорки? (Упр. 3)

    8.  Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята. Которые жестоко обращаются с языком, «обогащая» его придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. Как часто мы стесняемся говорить правильно. Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит. Как у героя стихотворения В. Масса и М. Червинского « Как его зовут?» ( Читает подготовленный учащийся)

 

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите2

Произносить он не привык

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется. Молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

« Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша. Петя, Ваня, Толя,

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нем –

Вам этот школьник не знаком?

9. Упр. 6 (Работа со словами вежливости)

10.- Каким образом могут общаться или понимать друг друга люди? (С помощью знаков)

     - Какие знаки  вы знаете? (ноты, дорожные знаки, язык жестов, символические знаки бытовых услуг…)

- Что помогает нам отгадать загадки из упр. 4? (Язык рисунков)

11. Дополните предложение и запишите (слайд № 4)

12. Язык служит нам верой и правдой. А мы не всегда  правильно поступаем по отношению к языку. Поэтому с обращением о сбережении языка обратился к нам И.С. Тургенев ( Упр. 10)

13. - Каким же образом мы можем беречь язык? ( Слайд № 5)

14. Подведение итогов урока, задание на дом ( слайд № 6)


Просмотров: 305 | Загрузок: 72
Автор: Балакирева Т.А.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar