Конспект и презентация к уроку русского языка "Роль имён прилагательных в речи"

     Цель: формирование умения использовать прилагательные в художественном тексте в качестве эпитетов для создания выразительности речи.  

     Задачи урока:

     предметные – организовать наблюдение за ролью имен прилагательных в научном и художественном описании; распознавание прилагательных, употребленных в прямом и переносном значении;

     личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

     метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

     Оборудование, техническое оснащение: Презентация, компьютер, проектор, экран; раздаточный материал, карточки с текстами и заданиями; памятка :правила работы в группе, чистые листы бумаги, ручки, карандаши; толковый словарь.

     Методы обучения:

    На уроке использованы следующие методы (по системе методов проблемно-развивающего обучения, разработанных  М.И. Махмутовым): диалогический, эвристический и исследовательский.

    

     Формы организации учебной деятельности учащихся:

     На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Этапы урока

в рамках образовательной технологии «Педагогическая мастерская»:

     1. «Индуктор» – актуализирует личный опыт учащегося, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности; ассоциации включают воображение и способствуют развёртыванию творческого процесса деятельности участников мастерской.

     Задача: создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету, пробудить желание включиться в учебный процесс.

     2. Работа с материалом – это процесс создания творческого продукта:

     2.1. «Деконструкция» – осознание учениками неполноты, неточности своего прежнего знания.

     2.2. «Реконструкция» – поиск и создание новых знаний , выполнение задания в группе («социоконструкция») и представление («социализация») всем участникам мастерской промежуточного или окончательного результата своей работы .   

 Социализация – это соотношение своей деятельности с деятельностью других участников, она позволяет понять направление, способы их деятельности, возможности реализации.

     «Разрыв» (возможен на любом этапе) – кульминация творческого процесса, психологическое состояние человека в мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение и новое осознание предмета, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.

     3. «Афиширование» – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности учеников (текстов, рисунков, схем).        

     4. «Рефлексия»

Использованная литература:

1. Русский язык: учеб. для 5 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2008.

                        2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

                        3. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.

                        4. Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова

     Ход урока (структура и содержание):

Содержание

 Учитель:     Вот опять звенит звонок,

                       Начинается урок,

                       Сели тихо, ручки взяли,

                       Число красиво записали.

 Кем бы вы, ребята, не стали в будущем: врачами, инженерами, учеными ... – вы должны уметь выражать свои мысли. На уроках русского языка вы развиваете этот дар слова!

    Сегодня у нас с вами урок пройдет в форме творческой мастерской, в которой каждый участник – творец.

Творите ,дерзайте, всем удачи!

 

     Учитель: Ребята, послушайте.

 Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить!

-О какой части речи мы будем говорить   сегодня на уроке?

Учащиеся отвечают: (Об имени прилагательном)

Учитель: Какая орфограмма, изученная в 5 классе, встретилась в слове прилагательное? Объясните её.

Учащиеся отвечают: (Правописание Ои А в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-).

     Учитель: Перед вами герои из комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Ребята, вы знаете, кто такой недоросль?

(Подготовленный ученик сообщает, что недоросль - в 18 веке в России - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. Сейчас – нарицательное для необразованного человека.)

   Митрофанушка говорит, что он выучен грамматике, и на вопрос, что он знает из неё, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

     Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

     Митрофанушка. Дверь? Котора дверь?

     Правдин. Котора дверь! Вот эта.

     Митрофанушка. Эта? Прилагательна.

     Правдин. Почему же?

     Митрофанушка. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

     Учитель: Что же получается из рассуждений Митрофанушки? Если дверь не навешена на петли – она имя существительное, а если навешена, то имя прилагательное?

     – А какие у вас возникают ассоциации при словах «Имя прилагательное»? Напишите их.

     Чтение ассоциаций всеми учащимися.

     Учитель: С помощью приёма «Корзина идей» (Работа в парах) Обсудите, какой план ответа об имени  прилагательном как части речи вы можете предложить.

     Ответы учащихся (   План ответа

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение. Вопросы.
Морфологические признаки прилагательного.
Синтаксическая роль в предложении.)

Учитель:  Предлагаю с помощью приёма «Кластер» подготовить ответ об имени прилагательном как части речи по составленному плану:

1ряд – 1 пункт плана

2 ряд – 2 пункт плана

3 ряд – 3 пункт плана

Учащиеся записывают признаки прилагательного на подготовленные заранее карточки в форме фруктов: яблок , груш, бананов и заполняют трёхуровневую вазу(в соответствии с пунктами плана), называя при этом , что они написали. Ваза прикреплена на доске. Фрукты крепятся в вазе с помощью клея.

Учитель: Ребята, один фрукт (апельсин) остался , на нём ничего не записано. Как вы думаете почему?

Учащиеся отвечают: Значит чего-то мы пока не знаем и нам предстоит это выяснить.

Учитель: А выяснять мы будем зачем прилагательные нужны в речи? Сформулируйте тему урока.

Учащиеся формулируют тему урока (Роль имён прилагательных в речи) и записывают её в тетрадь Учитель: Сегодня на уроке, наблюдая за ролью имен прилагательных в текстах разных стилей, мы попробуем создать художественный текст, в котором прилагательные используются не только в прямом, но и для создания выразительности речи в переносном значении, в качестве эпитетов.

Какова цель нашего урока, сформулируйте её.

Учащиеся формулируют цель урока: уметь использовать прилагательные в художественном тексте в качестве эпитетов для создания выразительности речи.  

Учитель: Учитель: А знаете ли вы, как  слово прилагательное переводится с греческого языка? (Эпитет)

С помощью приёма «Соколиный глаз» находим прилагательные в тексте                                   … «Постой,-

                                    Отвечает ветер буйный,-

                                     Там за речкой тихоструйной

                                     Есть высокая гора,

                                     В ней глубокая нора;

                                     В той норе, во тьме печальной,

                                     Гроб качается хрустальный

                                     На цепях между столбов.

                                     Не видать ничьих следов

                                     Вкруг того пустого места;

                                    В том гробу твоя невеста».

Учащиеся называют автора текста, название отрывка, находят прилагательные.

С помощью приёма «Следствие ведут знатоки» определяют прилагательные в прямом значении и прилагательные в переносном значении (эпитеты) (по вариантам, сверяют с эталоном на слайде14)

 

     Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. (Схему ответа записывают на доску + рисунок)

Текст № 1

– Это чёрная?

– Нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зелёная.

Задания к тексту № 1.

1. Выразительно прочитайте диалог.

2. Догадались ли вы, о чем идет речь в этом диалоге?     Выполните рисунок.

3. Чтобы определить, на какой языковой особенности построена шутка в данном тексте, воспользовавшись толковым словарем, назовите многозначное прилагательное и каковы некоторые его значения?

4. Определите стиль данного текста. Обоснуйте своё мнение.

5. Определите роль прилагательных в данном тексте.

Ответ учащегося

Текст № 2

     Ландыш растёт в лесах, изредка на заливных лугах. Корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами. Весной из верхушечных почек отрастают два или три листка и цветочная стрелка. Нежные большие листья соответствуют условиям жизни в тени. Бурное цветение начинается в мае и продолжается до середины июня. Белые душистые, в виде колокольчиков, цветки собраны в рыхлую однобокую кисть. Ландыш – лекарственное растение. Из его цветков готовят целебную настойку, которая регулирует работу сердца.

Задания к тексту № 2.

1. Выразительно прочитайте текст. Нарисуйте ландыш.

2. Какова цель текста? Какая часть речи употребляется в тексте для достижения этой цели? Эти слова подчеркните. В прямом или переносном значении они употреблены?

3. Определите тип речи. Обоснуйте своё мнение.

4. Определите стиль речи. Обоснуйте своё мнение.

5. Определите роль прилагательных в данном тексте.

Ответ учащегося

Текст № 3.

     Пришла весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходили смотреть, что же будет дальше.

     Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» – спросил я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, – сказал я. – срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».

     Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал.

     В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах – неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», – тихо прошептал мальчик. (По В. Сухомлинскому.)

Задания к тексту № 3.

1. Выразительно прочитайте текст и определите его тему. Сформулируйте идею текста. (Или выберите одно из приведенных ниже высказываний:

Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира.
Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки.
Человек по-настоящему может быть счастлив, только тогда, когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.)

2. Определите тип речи выделенных курсивом фрагментов текста. Обоснуйте своё мнение.

3. В прямом или переносном значении употреблены имена прилагательные в этих фрагментах текста? Приведите примеры.

4. Осталось ли у вас после прочтения текста впечатление о ландыше как одном из самых прекрасных цветов? Как автору удалось создать такое представление? Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи?

5. Какие еще языковые средства используются в данных фрагментах для описания цветов? (Подчеркните их.)

6. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

7 Определите роль прилагательных в данном тексте.

 

Обобщение о роли имён прилагательных в текстах разных стилей.

Учитель: Ребята, за окнами весна - прекрасное время года! Предлагаю вам написать миниатюру (5-7предложений) о весне, используя прилагательные в  качестве эпитетов для создания выразительности речи.   В качестве музыкального оформления звучит музыка Вивальди «Весна»

 

Учащиеся зачитывают свои работы

    1. Напишите сочинение-миниатюру о весне.  ( Объём работы – 6-8 предложений.)

     2.   Задание ( по выбору)

   Подчеркните в тексте прилагательные в переносном значении(эпитеты)
   Рисунок к сочинению-миниатюре.

 

Сегодня я узнал(а)….

    Было интересно…

    Я выполнял(а)…

    Я понял(а), что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал(а), что…

    Я приобрёл(а)…

    Я научился/научилась…

У меня получилось…

Я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учащиеся сами оценивают свою работу (листы самооценки см. Приложение)

 

Спасибо за работу на уроке!


Просмотров: 330 | Загрузок: 66
Автор: Москвина М.А.
Теги: прилагательное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar