Конспект и презентация к уроку русского языка "Разряды имен прилагательных"

Цели урока:

Формирование навыков и умений определять разряд имен прилагательных.
Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

 

ХОД УРОКА

Организация начала урока.

Целеполагание. (Слайд №2)

Слово учителя: в русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу речь красивой, образной и богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я имею в виду? Верно, сегодня мы продолжим работу по  изучению этой загадочной части речи. Ученые выделяют следующие разряды имен прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. А о том, как определить разряд прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами работа станет продуктивной, если вы будете внимательно меня слушать и выполнять мои требования. На протяжении всего урока нам будут помогать герои из хорошо знакомых вам мультфильмов.

Подготовка к восприятию нового материала.

Работа со словосочетаниями.(Слайд №3)

Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.

Как характеризуют данные имена прилагательные существительные?

Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.

 

Син(ий) полосы.

Утренн(ий) лучах

Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов, делая нашу речь образной и красивой.

 

Изучение нового материала. (Слайд №4)

 

Слово учителя: итак, имена прилагательные указывают на тот или иной признак предмета и характеризуют предмет с разных сторон. В русском языке существуют три разряда имен прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Рассмотрите рисунки на Слайде № 3, постарайтесь, используя данные предметы, составить словосочетания сущ. + прил таким образом, чтобы прилагательные отвечали на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО.

Учитель предлагает следующие варианты словосочетаний:

шары красные (качественное)

Сашина книга (притяжательное)

каменный дом (относительное)

Прочитайте материал § 73 и, опираясь на таблицу определения разряда имени прилагательного,  самостоятельно определите разряд прилагательных в составленных вами словосочетаниях.

 

Таблица определения разряда имени прилагательного

разряд

значение

пример

качественное

общая характеристика предмета

чудесный день

характеристика предмета по величине, весу, запаху и т. п.

огромный дом

легкий груз

характеристика человека или другого живого существа

верный друг

относительное

материал, из которого сделан предмет

норковая шуба

назначение предмета

школьная форма

отношение предмета ко времени, к месту, к количеству и т. п.

вчерашняя газета

утренний туман

притяжательное

принадлежность предмета лицу

бабушкин платок

принадлежность предмета животному

заячьи уши

 

Вывод: итак, по каким признакам вы будете определять разряды имен прилагательных? (Учащимся выдаются памятки, которые станут отличным помощником в дальнейшей работе по определению разрядов имен прилагательных.)

А сейчас предлагаю вам начать практическую работу по теме урока.

Закрепление изученного материала.

Работа со словосочетаниями.   (Слайд №5)

 

Слово учителя: определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами действительно качественные имена прилагательные.

Какие слова называются синонимами?

 Подберите синонимы к прилагательным, запишите полученные словосочетания.

Застенчивый мальчик (робкий, стеснительный)

Энергичный человек (активный, деятельный)

Верный друг (надежный, преданный)

 

Работа с текстом упражнения 601. (по заданию учебника)

 

Словообразование имен прилагательных. (устная работа) (Слайд №6, 7)

Слово учителя: при выполнении следующего задания будьте крайне внимательны: не от каждого существительного можно образовать притяжательное прилагательное. Почему? (учащиеся определяют, что притяжательные прилагательные образовываются только от одушевленных имен существительных)

От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные. Запишите их в составе словосочетаний. Определите способ образования имен прилагательных.

вечер

лиса (лисий)

клен

медведь (медвежий)

бабушка (бабушкин)

серебро

 

Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен прилагательных.

таз из меди (медный таз)

суп из овощей (овощной суп)

дрова из берез (березовые дрова)

варенье из яблок (яблочное варенье)

 

Вывод: эти задания способствуют формированию у учащихся умения образовывать имена прилагательные от имен существительных. Обращается внимание на способы образования имен прилагательных: бессуфиксальный и суффиксальный.

 

Работа с пословицами и поговорками. (Слайд № 8)

Слово учителя: имена прилагательные широко используются в устном народном творчестве: в пословицах и поговорках. Перед вами пословицы и поговорки. В каждой из них пропущены имена прилагательные. Запишите их, вставляя подходящие имена прилагательные. Как вы понимаете смысл данных выражений?

 

Все тайное со временем становится явным.

В тихом омуте черти водятся.

Дурной пример заразителен.

В родном доме и стены помогают.

 

Слова для справки: тихий, родной, дурной, тайный.

Выполните синтаксический разбор одной из пословиц.

Комплексный анализ текста. (раздаточный материал)

 

(1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. (2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3)На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. (5)Старый охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

 

Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Графически докажите, что первое предложение является сложноподчиненным. Составьте схему предложения.
Из предложений 2-3 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.
Из предложений 5-6 выпишите слова, правописание приставок которых зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного.
В каком значении (прямом или переносном) употреблены имена прилагательные в последнем предложении.
Выпишите из текста только относительные имена прилагательные, выполните их разбор по составу.

 

Выпишите предложение, соответствующее схеме.    Укажите разряд прилагательных в этом предложении.

 

6.Подведение итогов. Рефлексия.

 

Какова была основная цель сегодняшнего урока?

Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?

Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?

Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных.

 

7.Домашнее задание.  § 73, упр. 604. (Слайд №9)

 

Список используемой литературы:

Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.

Под редакцией Л. А. Быковой. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО Издат-Школа. 1997г.

Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6-ом классе. Москва. Просвещение. 2001г.


Просмотров: 211 | Загрузок: 58
Автор: Агапова Т.Н.
Теги: прилагательное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar