Конспект и презентация к уроку русского языка "Путешествие в страну Вообразилию"

Цели:

 Познакомить учащихся с новым правилом;
Отработать навык применения данного правила;
проверить  качество усвоения учащимися данной орфограммы;
развитие творчества, логического мышления, речи, коммуникативных возможностей учащихся;
 воспитание интереса к изучению русского языка через использование       занимательного материала.

 

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Карапетовна и этот урок буду вести у вас я.

Откройте сейчас тетради, запишите сегодняшнюю дату, слова классная работа и тему урока «Корень с чередованием –раст-ращ-рос».

- Цель нашего урока –познакомиться с условиями чередования гласных а-о в корне -раст-ращ-рос- и закрепить наши знания. А для этого я приглашаю вас совершить путешествие в страну «Вообразилию».

2. (Слайд №1 – карта страны) Читаю стихотворение.

Ура, Вообразилия,

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Становится кудесником,

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!..

 

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всём своём всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

в смешные приключения!

 

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишён воображения,-

Увы, не знает, как войти

В её расположение!..

(Б. Заходер)

 

3. Дорога в эту страну нелегка, но вместе с корнем –раст-ращ-рос- мы постараемся преодолеть все препятствия.

 ( Слайд №2 – корни идут по дороге)

- Вы уже говорили на предыдущем уроке о чередовании гласных в корне. Посмотрите сейчас внимательно на наш корень и скажите, с какими согласными дружит буква о, а с какими – а.

Молодцы! Формулируем правило: перед ст и щ пишу гласную а, перед с – о. Но есть и слова – исключения из этого правила, которые вы должны запомнить: (Слайд №2)  Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.

 

4.  Дорога в страну «Вообразилию» открывается только тем, кто усвоил правило, поэтому  давайте сейчас громко и четко произнесём его.

Ну что, ребята, в путь? Но только я хочу предупредить вас: это волшебная страна, и кто знает, какие приключения нас ждут впереди.

5. ( Слайд №3 – яблонька с яблоками)

- Посмотрите, какая красивая яблоня, и на земле лежит много спелых яблок. Чтобы их собрать и продолжить путь, надо выполнить задание:

Осложнённое списывание.

           1 вариант                                                                     2 вариант

Списать, выделить корень с                          Списать, выделить корень с                  

чередованием, подчеркнуть                         чередованием, подчеркнуть

обращения.                                                         грамматические основы в

                                                                                последнем предложении.

 

Р..сти, р..сти, яблонька,                                  Р..сла, р..сла яблонька,    

Подр..стай.                                                       подр..сла.

Цвети, цвети, яблонька,                                 Цвела, цвела яблонька,

Р...сцветай!                                                      отцвела.

Золотое солнышко,                                        Отряхнула яблонька

жарче грей!                                                     Свой наряд,

Выр..стайте, яблоки,                                      и поспели яблоки

поскорей!                                                       Для ребят.

- А сейчас давайте посмотрим, умеете ли вы проверять сами себя. Смотрите внимательно на экран и сравнивайте со своей работой.

- Скажите, ребята, а обращение всегда выделяется знаками препинания?

- Сколько грамматических основ в последнем предложении? Как называются такие предложения?

- Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок?   

- Молодцы. ( Слайд №4 – яблонька без яблок)

 Посмотрите, и яблочки все в корзинке, это значит, что мы можем продолжать путь.

-Но сначала давайте, ребята, ещё раз расскажем правило.

6. А мы тем временем идём дальше.

( Слайд №5 –лишние)

- Ой, кто это? На нашем пути появились лишние. Их так много, и они пытаются пробраться в наше правило. Очистить дорогу мы можем, только выполнив следующее задание:

«Третий лишний»

1) растущий, прорастающий, простейший;

2) простачок, выросли, подрастать:

3) роскошный, расти, растворимый;

4) растительный, растолстеть, выращенный;

5) отрасль, росток, растение

 

7. Страна «Вообразилия» уже близко, но дорога становится всё труднее. Успешно справиться со следующим заданием могут только самые внимательные, а самое главное, обладающие чувством юмора.

( Слайд №7 –Ростислав тянет репу)

Долго р..сла репа, выр..щенная р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока  р..сток не перер..с возр..стной предел, пророс выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.

1 вариант - выписывает слова, подчиняющиеся данному правилу.

2 вариант – выписывает слова – исключения из данного правила.

- А теперь каждый из вас попробует свои силы и выступит в роли учителя: поменяйтесь тетрадочками и, взяв в руки карандаши, проверьте работу соседа.

- Кто выполнил эту работу без ошибок?

- Все ли слова-исключения встретились в данном предложении? Назовите их ещё раз.

8. Вот мы почти и достигли желанной цели: Страны «Вообразилии». Здесь живут только неутомимые фантазёры и выдумщики. Они оставили нам последнее испытание – сказку и спрятали в неё слова с корнем –раст-ращ-рос-. Послушайте сказку и посчитайте, сколько слов с этим корнем в ней встретилось?

( Слайд №8 –Росинка и Травка)

Травка и Росинка.

На полянке росла зелёная травка.

Её верным другом была прохладная Росинка. Она появлялась только поздним вечером и ранним утром и умывала прохладной влагой все растения.  Днём она где-то пряталась.

Однажды Росинка не появилась ни вечером, ни днём. Травка сразу же сникла и загрустила. Не могла она жить без подружки. Да и другие растения и даже маленькие ростки тоже загрустили.

Прошла неделя и другая, а Росинки всё не было.

Травка из изумрудной стала грязно-серой, блёклой. Не жизнь ей без искристой влажной Росинки! Совсем перестала она расти, наклонила голову к земле.

Но как-то ранним утром Травка проснулась от того, что полил сладкий прохладный дождик, а вместе с ним возвратилась и Росинка.

Сколько было радостных слёз!

Травка сразу же помолодела и стала буйно расти. А рядом с ней стали выглядывать из земли молодые росточки.

С добрым другом ничего не страшно!

- Скажите, а Росинка и растения родственники?

- А давайте и мы попробуем свои силы, покажем жителям Страны «Вообразилии», что мы люди талантливые и творческие. Попробуйте сейчас написать стихотворение или сказку с использованием слов на наше правило.

- Прочитайте свои произведения. Молодцы!

(Слайд №9 – карта страны) Звучит победная музыка.

- Посмотрите с какой радостью встречает нас страна «Вообразилия»

 9. Слово учителя.

Спасибо, вам, ребята, за сегодняшний урок, мне было интересно с вами путешествовать. Но для вас жизнь в этой стране «Вообразилии» только начинается, и вы должны будете ежедневно доказывать своё право называться фантазёрами.


Просмотров: 144 | Загрузок: 50
Автор: Попова Л.К.
Теги: Корень слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar