Конспект и презентация к уроку русского языка "Притяжательные имена прилагательные"

Цели урока: 1) организовать наблюдение за фонетическими, орфографическими и морфемными особенностями притяжательных имён  прилагательных; 2) формировать представление об употреблении относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных; 3)совершенствовать умение различать имена прилагательные разных разрядов.

Задачи:

образовательные: познакомить с разрядом притяжательных прилагательных; учить опознавать  прилагательные разных разрядов на основе их семантико – грамматического анализа; развивать навыки правильного написания имён прилагательных;  

развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, проводить наблюдение, выдвигать предположение;

воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод: исследовательский, частично - поисковый

Технология:   дифференцированная

Оборудование: презентация, инсценировка лингвистической сказки, индивидуальные карточки

 

Структура урока:

1.Организационный момент.
2. Устный опрос. «Мозговой штурм».

3.Усвоение новых понятий с первичным закреплением.

4.Тренировочные упражнения.

5.Рефлексия.

5. Итоги урока.
6.Д/з, комментарии к д/з.

 

Ход урока

Восстановите текст

 

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает

_____________________________, отвечает на вопросы:_____________? ___________?___________?

     Имена прилагательные  изменяются по__________________________________.

В предложении прилагательное чаще всего бывает  ___________________В, 
 а в краткой форме -______________________.

     Начальная форма имени прилагательного -  ______________________(слайд 1)

II. Стратегия         З   Х   У  ( ЗНАЮ / ХОЧУ УЗНАТЬ /  УЗНАЛ )

( на доске фиксирую ответы детей)

- С какими разрядами прилагательных  вы познакомились?

-Какие признаки характерны для качественных прилагательных?

-Какие признаки характерны для относительных прилагательных?

 

1).Повторение качественных и относительных прилагательных. Упражнение «Магазин» (слайд  № 2)

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, КЕФИР, БАРАНКИ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЕШКА.

- В  каком магазине можно купить данные предметы? Запишите прилагательные, определите разряд.

 (Овощной, книжный, обувной, молочный, хлебный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.)

 

2).Вставьте пропущенные прилагательные, укажите автора и название стихотворения. Определите разряд прилагательных (слайд № 4,5)

 

     Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

     На  …………..   небе мгла носилась;

     Луна,  как  ……….   пятно,

     Сквозь тучи  ………….  желтела,

     И ты  ………….    сидела –

     А нынче погляди в окно:

     Под  ………….  небесами

     …………….   коврами,

     Блестя на солнце, снег лежит;

      ……………  лес чернеет,

     И ель сквозь иней зеленеет,

     И речка подо льдом блестит.

 

Вставленные прилагательные:

мутном

бледное

мрачные

печальная

голубыми

великолепными

 

III. Новая тема

- У нас в гостях персонажи лингвистической сказки.

Лингвистическая сказка "Образование притяжательный прилагательных" (инсценировка)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.

– Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, – вмешалось слово "отец". – Помогите нам, замените нас прилагательными.           

Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.

– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?

Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний.

Присоединили -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом.

 Так возникла новая группа имён прилагательных.

 

-Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:

Тянуть, тяга, притянуть, притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит.

Стратегия З/Х/У

Что мы хотим узнать ?

-Какими же признаками обладают притяжательные прилагательные? (слайд №  6,7,8 )

Имеют ли краткую форму?  Образуют ли степень сравнения? Сочетаются ли со словом очень? Можно ли подобрать антонимы?

                      страусиное яйцо

мамин шарф

дедов характер

лисья нора

-Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета определённому  лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

 1) не имеют краткой формы;

 2) не образуют степеней сравнения

 3) не сочетаются со словами очень, весьма;

 4) не образуют антонимических пар;

 5)имеют особые суффиксы: - ин, - ов, - ий(-и)

Физминутка(слайд№ 9)

Тренировочные упражнения

 «Притяжательные прилагательные»

1).Замените существительные

притяжательными прилагательными,

запишите их(слайд №10)

 Уши волка и зайца   - волчьи, заячьи

 Лапы лисы и белки   -  …  лисьи, беличьи

 Хвост павлина и вороны - …павлиний, вороний

 Глаза папы, бабушки  - …   папины, бабушкины

 Характер отца, деда - …отцов, дедов

 - Как же образуются притяжательные прилагательные? Вспомните лингвистическую сказку.

    Выделите суффиксы.

 

2).Образуйте от существительных прилагательные.
Ведём наблюдения над морфемным составом   прилагательных качественных, относительных, притяжательных (слайд №11)

Разберём по составу и осмыслим! Чем отличаются прилагательные?

Русь – русский              
Даль – далёкий           
Птица – птичий 

Вывод: относительные, качественные и притяжательные прилагательные сходны по звучанию, но разные по значению морфем.

 

3).От слов  заяц, волк, собака образуйте притяжательные прилагательные, поставьте в форму Род. и Дат.падежей.  Разберите по составу(слайд №12)

Заяц – заячий -   заячьего–заячьему

Волк –  волчий  – волчьего -  волчьему

Собака – собачий – собачьего –собачьему 

Как суффикс принадлежности   –ий видоизменяется в [j]  ?

 

- Внимание! Мы все любим ходить в гости. Как вы думаете, любят ли прилагательные ходить в гости друг к другу?  Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.

4) Употребление относительных и притяжательных в значении качественных (переносное значение)

(слайд№13)

Назовите разряды имен прилагательных по значению.

К какому разряду относятся прилагательные в словосочетаниях ЗАЯЧЬЯ нора, ЗАЯЧЬЯ шапка, ЗАЯЧЬЯ ДУША?

 ЗАЯЧЬЯ нора - ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, так как обозначает принадлежность животному и отвечает на вопрос ЧЕЙ?

ЗАЯЧЬЯ шапка - ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, так как обозначает материал, из которого сделан предмет.

ЗАЯЧЬЯ ДУША - КАЧЕСТВЕННОЕ, так как обозначает признак предмета, обозначает качество характера человека (заячья душа, так говорят о трусливом человеке).

 

2.Чем отличаются прилагательные в следующих парах? (слайд№14)

Собачья шерсть(прит.) – собачья преданность(кач.)

золотые часы (отн.) – золотые руки (кач.)

сердечная мышца( отн.) – сердечная встреча(кач.)

верблюжий горб(прит.) – верблюжье одеяло(отн.)

IV. Практический выход

1)   Буквенный диктант (усложнённый вариант)

1) Я заглянул в бабушкину горницу.  2) На кухне горела керосиновая лампа.  3) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет.   4) Из дубового куста вылетел соловей. 5)Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.6) Неужто отцовы слова так тяжко слушать?  7) Малыш смешно разгуливал по кожаному дивану. 8)Над деревней разливается мягкий свет. 9) Забор покрасили свежей краской.

Бабушкину(прит.), керосиновая (отн.), дедушкин (прит.), дубового(отн.), птичьи(прит.), отцовы(прит.), кожаному(отн.), мягкий (кач.), свежей (кач.)

  1   2    3    4    5     6      7       8     9

П    О    П   О  П    П      О     К     К

2).Индивидуальная работа по карточке (облегчённый вариант)

     Укажите разряд имён прилагательных.

 

Душистый цветок, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог,

причудливый рисунок, лесной массив, деревянный  дом, отцов дом, мамино

пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.

 

Рефлексия

1)Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2)Какие задания вам показались интересными?

3)Какие задания вызвали затруднения?

Итоги. Оценки

 Домашнее задание : 

упр. 840,  в кластере изложить теоретический   материал параграфа № 63


Просмотров: 417 | Загрузок: 85
Автор: Говорухина Г.В.
Теги: прилагательное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar