Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание приставок, оканчивающихся на З-С"

Цель урока: закрепить умение находить нужную орфограмму в приставке, правильно писать з-с в приставках; сформировать у учащихся умение слышать, как произносятся приставки; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Эпиграф: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» (К. Чуковский)

Оформление: сигнальные карточки, репродукция картины  Рылова А.А. «Весна в лесу», фонограмма «Чайковский. «Времена года. Март.», «Голоса птиц».

Ход урока.

1 Объявление темы и постановка цели урока.  Слайд 2

Обращение к эпиграфу: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Эти слова принадлежат К.Чуковскому. Талантливый мастер слова не случайно самое пристальное внимание уделял приставкам. Вот и мы сегодня на уроке покажем все многообразие приставок, сих помощью раскроем богатство русского языка.

Итак, начитаем наш урок.

1.Работа с сигнальными карточками.  Слайд 3

Перед вами на столах лежат сигнальные карточки. С их помощью мы проверим знание правила «Правописание приставок на з-с».

            Вскрикнуть, разгадать, вздыхать, вспорхнуть, рассмотреть, исчезнуть, разнести, восходить, исследовать, иззябнуть, испугать, разжалобить, иссякнуть, взлететь.

2. Словарный диктант.     Слайды 4-5

Перед вами слова, в которых пропущены буквы. Ваша задача – записать их, выделить орфограммы, объяснить  написанное.

Бе..брежный простор, бе..звездная ночь, ранний ра..свет, в..порхнула птица, ра..правила крылья, в..летела на сосну, бе..шумно подойти, ра..цвели ландыши.

Скажите, на какую тему можно придумать предложения, используя предложенные словосочетания?   (Тему весны)

Сконструируйте предложения, используя словосочетания из словарного диктанта. Работаем по рядам. Первый ряд – простое предложение с однородными членами, второй ряд сложное предложение с сочинительной связью, третий ряд – предложение с прямой речью. Схемы на экране.   Вспомним пунктограммы.

Звучит фонограмма «Голоса птиц».

3. Словарно-орфографическая работа.  Слайд 6

На экране записаны слова:

Свет                           Рассвет

Светать                      Рассветный

Рассветать                 Предрассветный

            Цвет

            Расцветать

            Расцвет

Скажите, что такое рассвет?

            Рассвет – время суток перед восходом солнца, начало утра, время,    когда начинает         светать.

            Расцвет – время появления цветов у растений,  цветение растений.

4. Напишите диктант с самопроверкой.  Слайд 7

Рано утром, на рассвете, умываются все дети.

Расцвела сирень, стал длиннее день.

«Лето! Лето! Здравствуй, лето!» - в рощах иволги кричат. В черных гнездах желтым цветом расцвели носы грачат.

Задание. Найдите метафору.

5. Конструирование предложения. 

А теперь поиграем в шпионские игры. Агенты ЦРУ (а что такое ЦРУ?) закодировали предложение. Вы должны, как юные Шерлоки Холмсы, это предложение раскодировать, записать в тетради и сделать синтаксический разбор.

Из предложения  «Бесшумно пролетел самолет» возьмите обстоятельство, выраженное наречием.

Из предложения «Березки тихо трепетали на ветру» возьмите сказуемое.

Добавьте обстоятельство места из предложения «На осинке сидела стайка маленьких птичек».

Из предложения «Зеленое поле блестело в лучах солнца» возьмите определение, поставьте его во множественном числе.

Добавьте подлежащее из предложения «Кленовые листочки тянулись к солнцу».

Какое предложение у вас получилось?

Бесшумно трепетали на осинке зеленые листочки. Слайд 8

6.         Ребята,  весной природа просыпается. Если вы прислушаетесь к весеннему лесу, то услышите звуки необычные и разнообразные. Вот с изящной, склонившейся березы спадает прозрачная капля. Раздается тонкий хрустальный звон. Вот слышен сдержанный шепот молодых листьев. Вот дятел взлетает на верхушку дерева и пускает барабанную дробь. От пенька к пеньку перебегает хлопотливая мышь. Весело журчит ручеек.

            Только в глухую полночь все примолкает, звуки замирают. А на рассвете снова услышишь, как начинается прекрасная музыка жизни. При восходе солнца ее звуки нарастают. Радостно приветствует лес солнышко.

            Вот и вы сейчас вслушаетесь сейчас в звуки весеннего леса и под чарующую музыку Петра Ильича Чайковского напишите мини-сочинение на тему «Расскажи мне сказку, лес!» А поможет вам в этом картина Рылова А.А. «Весна в лесу».

                                                                                              Слайд 9 

Звучит фонограмма «Времена года. Март»  П.И. Чайковского.

Подведение итогов.

Ребята, узнали ли вы что-то новое на уроке? Что?

Перед вами конверты с оценками. Обратите внимание, что «двоек» среди них нет. Выберите оценку, которую вы ставите себе сегодня за урок. Покажите. Ну что ж, я была права, Отметка «2» нам сегодня не нужна. Всем спасибо.

Задание на дом.  Параграф 83, упр. 431.


Просмотров: 114 | Загрузок: 48
Автор: Родак Н.П.
Теги: приставки
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar