Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание приставок на З, С"

Цели урока:

Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С.
Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

 

ХОД УРОКА

 

Организация начала урока.
Целеполагание.

Слово учителя: русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках. А о каких? Немного позже…

 

Фонетическая минутка. ( слайд №2 )

Подберите парный согласный:

[ б ]

[ в ]

[ г ]

[ д ]

[ ж]

[ з ]

[ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]

на какие группы делятся все согласные звуки?

 

Подготовка к восприятию нового материала. ( слайд №3,4 )

Работа с синонимами. (выполняется устно)

Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы с приставкой БЕС

Корыстолюбивый – бескорыстный

Глупый, дурацкий - бессмысленный

Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

Немой,  молчаливый - безмолвный.

Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами синонимами.

( учащиеся обращают внимание на приставки в синонимах)

Слово учителя: обратите внимание в конце приставок пишется как буква З, так и буква С. И сегодня мы узнаем о том, как определить верное написание приставок на З, С.

Изучение нового материала. (самостоятельно). ( слайд № 5 )

Прочитайте материла параграфа и, опираясь на схему, расскажите о том, как вы будете определять написание приставок на З, С.

 

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий             если глухой

пиши З                    пиши С

БЕС

ВОС

РАС

ИС

НИС

БЕЗ

ВОЗ

РАЗ

ИЗ

НИЗ

 

Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

Закрепление изученного материала. ( слайд №6,7 )

Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?

Слово учителя: прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений. А какие пословицы знаете вы?

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

(формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?

Дерево без птиц – бе..плодное дерево.

У сильного всегда бе..сильный виноват.

Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.

!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.

Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Работа с текстом упражнения 215. (выполняется методом комментированного письма). (слайд № 8)

Комплексная работа с текстом (раздаточный материал).

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.

 

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

О чем этот текст?

Дайте характеристику главному герою.

Что произошло с ребятами в лесу?

Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.

Выпишите из текста слова с приставками  на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.

Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).

Подведение итогов. Рефлексия. (слайд № 9)

В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

Задание на дом: составить десять словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З, С.

 

Список используемой литературы:

Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
Под редакцией Л. А. Быковой. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО Издат-Школа. 1997г.
Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6-ом классе. Москва. Просвещение. 2001г.


Просмотров: 180 | Загрузок: 47
Автор: Агапова Т.Н.
Теги: приставки
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar