Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах»

Цели:

1.Образовательная: повторить правописания  ь  после шипящих в глаголах 2 лица, ед.ч, в Н.Ф. глагола, пополнить орфографическую базу  новыми знаниями (глаголы повелит. наклонения)

2.Развивающая: развитие  ключевых компетенций (коммуникативной, проблемной, кооперативной, информационной)

3.Воспитательная: расширение кругозора учащихся, воспитание толерантности.

4.Валеологические задачи:

                   1. Предупреждение близорукости и нарушения осанки     Оборудование: мультимедийная презентация, карточки

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока: урок-проектирование (нетрадиционный тип урока).

Формы работы на уроке:

самопроверка;
сравнение с образцом на доске;
самоанализ;
работа в группах.

     

Ход урока:

1 слайд

Организационный момент.

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

2слайд 1. Определение темы урока 

 

-Какое слово лишнее? (прибить)

-Почему? (так как слово с другой орфограммой, а остальные слова – с шипящей на конце слова).

-Ребята, как вы считаете, какова же тема сегодняшнего урока?

3 слайд -Правильно. Сегодня  будем работать над орфограммой «ь после шипящих в глаголах».

 

-Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).

4 слайд 2. Целеполагание

 

-Давайте  определим цели нашего урока?

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно писать Ь после шипящих в глаголах

Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость

О- объяснить …..Что будем объяснять?-написание слов

К- контролировать…..Что будем контролировать?-ответы товарищей

 

5 слайд 3.Фронтальный опрос 

 

-На какие группы можно разделить слова?

6 слайд А) н.ф. глагола 

7 слайд Б) 2 л. Ед. ч.      

8 слайд В) ?                     

Давайте подумаем , что объединяет эти слова?

Общий оттенок лексического значения: выражают приказ , просьбу

В)  глаголы, обозначающие приказ, просьбу, тоже пишутся с ь знаком.

9 слайд  4.Обобщим всё правило :

10 слайд . 5.Подобрать рифму к частушкам

1.Мягкий знак, мягкий знак

    Нам не выучить______.

    Хорошо он слышится.

    Ну, а где он _________ ?

2.Ешь и ишь, ешь и ишь.

   Любишь, веришь,_______,

   Учишь, знаешь, слышишь

   С мягким знаком________.

3.Чтобы пироги _________,   

   Нужно мягкий знак привлечь.

 И в начальной форме даже   

Мягкий знак в глаголах ____.

4.И отрежь, и намажь,

    Нам______________ аж.

    Знак ужасно важный,

    Но совсем не ________.

5. Мы  частушки сочиняли,

     Чтобы правило все ___,

     Мягкий знак не пропускали

     И в глаголах ________.

11 слайд  6.Проверяем, исполняем частушки и  проводим физкультминутку: выполняем русские народные танцевальные движения под музыку. Девочки поворачиваются влево и вправо, придерживая юбочки. Мальчики танцуют вприсядку.

1.Мягкий знак, мягкий знак

    Нам не выучить никак.

    Хорошо он слышится.

    Ну, а где он пишется ?

2.Ешь и ишь, ешь и ишь.

   Любишь, веришь, говоришь,

   Учишь, знаешь, слышишь

   С мягким знаком пишешь.

3.Чтобы пироги  испечь,    .

   Нужно мягкий знак привлечь.

 И в начальной форме даже   

Мягкий знак в глаголах важен.

 

12 слайд 7.Проекты

А сейчас мы поработаем над проектом «Учитель»

Вы знаете, как порой трудно  учить правило. Но всем хочется быть грамотными. Будьте добры, в течение 10 минут создайте проект сегодняшнего правила и объясните его своим одноклассникам.

13слайд.    8. Защита проектов  

14 слайд. 9. Работа с карточкой.

1 уровень: выпишите глаголы, вставьте мягкий знак, обозначьте орфограмму.

Знаеш_,товарищ_,хорош_, обеспеч_, доч_, леч_, читаеш_, много туч_,съеш_те, испеч_, врач_, рисуеш_,

спряч_, сжеч_, горяч_.

2 уровень: исправьте ошибки, запишите, обозначьте орфограммы.

Потерянного времени не воротишь.

Хочеш есть калачи, так не сиди на печи.

Станеш ленится- будеш с сумой волочиться.

Не береч поросли- не видать дерева.

3 уровень: придумайте историю по пословице

( устно)

 

15 слайд.10.Проверка

1 уровень Знаешь( 2 л., ед.ч.),обеспечь(приказ),  лечь(Н.ф.), читаешь (2 л., ед.ч.), съешьте(приказ), испечь (Н.ф.), рисуешь (2 л., ед.ч.),спрячь(приказ), сжечь(Н.ф.).

2 уровень.Потерянного времени не воротишь.

   ХочешЬ (2л.ед.ч) есть калачи, так не сиди на печи. СтанешЬ (2л.ед.ч) ленитЬся (Н.ф) - будешЬ (2л.ед.ч) с сумой волочиться.

   Семь раз отмерь, один раз отрежЬ (приказ).

3 уровень. Рассказы учащихся

16 слайд. 11. Самооценка

17 слайд. 12. Рефлексия

Вывод ( какие ошибки пропустили, на какое правило?)

18 слайд. 13.Домашнее задание

Обязательная часть:

Упр.№712

Задание по выбору:

Составить карточки на правописание ь знака после шипящих в различных частях речи ( 20 слов)
Придумать предложения, состоящие  из слов, оканчивающихся только на шипящие.

19слайд. 14 Спасибо за урок.

 

 Литература :

1.Русский язык. Поурочные  планы  к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова: «Русский язык» 5 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2010 г.

2.Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская ,   М.Т.Баранов. Москва. «Просвещение» 2010 г.


Просмотров: 442 | Загрузок: 83
Автор: Ларионова О.А.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar