Цель урока: на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
Ход урока. Повторение. Запишите одним словом ответы на вопросы. (слайд 3) - Как называется плод дуба? Проверка. (жёлудь, жёлтый, щётка, шёпот, шёлк) - Какая орфограмма объединяет правописание этих слов?
2. Разгадайте кроссворд, используя для ответов слова-исключения из правила о правописании гласных о – е после шипящих в корне. (слайд 4) Место соединения сшитых кусков.
Синтаксический разбор предложения. (слайд 5) Добрая улыбка солнечным лучом душу озаряет.
Новый материал. 1. Наблюдение. (слайд 6) - В какой части слова выделены буквы о и е? - После каких согласных стоят эти буквы? - Определите ударение в словах. Врачом борцов товарищем горцев Дворцом кольцо полотенцем сердце Межой бойцов задачей гвардейцев Шалашом певцов репортажем юношей - Когда после шипящих в окончаниях существительных пишется о, а когда е? (слайд 7) Чтение правила. Стр. 221. Закрепление. Работа с учебником и на компьютере. Упр. 557. Самопроверка.
Поставить имена существительные, данные в скобках в нужной форме; обозначить изучаемую орфограмму. (слайд 8- 10) Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу. Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Глупый ловит воздух (ковш). Каждая мать своих (птенцы) оберегает.
Сопоставление орфограмм. (слайд 11) Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку). Правописание гласных о – е после шипящих в корнях слов в окончаниях
Тест. (слайд 12-15) Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о. за молодц.м, под луч.м; Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е. !) со скрипач.м, под хлебниц.й; 2) под блюдц.м, с товарищ.м; 3) перед врач.м, с марш.м; 4) за палач.м, под солнц.м.
3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Лодка вошла в камышовые заросли.
4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё. Пощ.чина, крыж.вник, щ.лкать;
Проверка. 1. 1) 2. 2) 3. 2) 4. 3)
Работа по развитию речи. (слайд 16) Составить небольшой текст или предложения о дружбе, взаимопомощи, включая слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили. Можно использовать словосочетания: Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м.
Итог урока. (слайд 17) - Какую орфограмму изучили? - Правило. - Чему ещё вы учились на уроке? VII. Домашнее задание. (слайд 18) §101, упр.560, по желанию: составить небольшой текст по пословице, записанной в классе.
Похожие образовательные материалы: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|