Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Цели урока:

1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;

2) познакомить с глаголами-исключениями;

3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

 

Правописание НЕ с глаголами.

 

Ход урока

Прозвенел звонок в срок…

Все готовы начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Львовой и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте  рассказ-сообщение. Будьте внимательны -  не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

 

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;  б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................  .

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам;  в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........

8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим .............  .
9. Глаголы………нашу речь.

 

Самооценка

Закончите предложение:

Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием.

 

Мобилизующий этап. На доске написаны пословицы:

 

 (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме (не) указывают.
 (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не) здоровится.

 

- Прочитайте пословицы  вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех  есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

 

2. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

 

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

- Открываем тетради. записываем дату и тему урока.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

 

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .

 

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,  уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

 

- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не  откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?

- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.

 

НЕ  откладывай                                                                 НЕздоровится

НЕ  указывают                                                     

НЕ  хвали

 

- Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется. (нездоровится).

- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

 

Чтение правила в учебнике на с. 98!!!!!!! Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не,  пишем слитно.

 

- Обратите внимание, что схема заполнена не до конца. На следующих уроках русского языка мы будем её дополнять и смотреть, как пишется НЕ с другими частями речи.

- Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами.

- А сейчас потренируемся. Будем  работать с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Работаем по алгоритму.  Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, продолжите предложение:

 

Задание на самоанализ

Чтобы  выполнить  задание, мне необходимо .........

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.

Работа выполняется с комментированием.

 

Закрепление изученного материала.

- Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы.

Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой нашего урока. (Надо написать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).

 

Упражнение 1

Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

- Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

 

Упражнение 2

Сомневаться, удивляться                                                       (НЕ) истовствовать

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие                  (НЕ)навидеть

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти                 (НЕ)годовать

Проявлять безудержную ярость, буйство                                (НЕ)доумевать

Болеть, плохо себя чувствовать                                                (НЕ)домогать

 

Образец: принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли, желания – неволить.

 

- Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?

- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

- Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли ЛЗ каждого глагола.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует упражнению.

- Перед вами на партах лежат розовые листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

 

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Упражнение 3

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

 

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто  (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда  (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Проверка.

После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный   вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку. У кого нет ошибок, ставят себе 5, у кого одна - две ошибки - 4, у кого три-четыре - 3, у кого больше четырех - 2.

 

Итог урока

 

- Наш урок подошёл к концу. 

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Какой алгоритм составили?

Рефлексия
Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …

 

Д/З: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 6-7 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно).

 

Правила поведения на улице.
В общественном транспорте.
В кинотеатре.

 

Например: Бегай в парке только по дорожкам, не бегай по газонам.


Просмотров: 449 | Загрузок: 80
Автор: Левицкая С.С.
Теги: глагол, Правописание -не
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar