Конспект и презентация к уроку русского языка. Повторение по теме «Лексика»

ЦЕЛИ  УРОКА: (Слайд № 2)

Обучающая: обобщить и повторить материал, изученный в разделе «Лексика»; повторить основные орфограммы, знаки препинания при диалоге и в предложениях с прямой речью.
Развивающая: развивать речь учащихся при написании сочинения-миниатюры.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку.

ЗАДАЧИ:

Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
Выполнить практические задания по закреплению знаний, полученных при изучении темы «Лексика».
Провести творческую работу.
Провести взаимосвязь изученного материала с другими учебными предметами.

 

Х О Д      У Р О К А:

 

Организационный момент.

 

Ход занятия.

 

Словарно-орфографическая работа. (Слайд № 3) (2 мин.)

Лексика

Лексический                                 Лексис – «слов» (греч.)

Лексикон

 

УЧИТЕЛЬ. Лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словарь, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка, не т и быть не может. А почему? Подумайте сами. В конце урока мы к этому разговору вернемся.

Знаете ли вы, что…? (Слайд № 4) (2 мин.)

 

17-томный Словарь современного русского литературного языка

 

20 480 слов

Словарь произведений Пушкина

21 000 слов

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование

12 000 слов

Словарь младшего школьника (10-11 лет)

3 600 слов

 

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы должны перед собой поставить? (Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас).

 

Фронтальный опрос «Закончи предложение». (Слайд № 5)(3 мин.)

Словарный состав языка образуется из … (слов)
Лексика – это … (словарный состав языка)
Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)
Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое)
Однозначными называют слова, имеющие … (одно и то лексическое значение)
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)
Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между собой)
Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство)
Слово с переносным значением в художественном произведении используется как … (выразительное средство)
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - … (синонимы)
Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же)
Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим значением)

 

Составление словарной статьи толкового словаря (слово берёза). (Слайд № 6)(3 мин.)

Нередко толкование лексического значения слова дается через указание не только рода, но и класса определяемого понятия. Составляя толкование лексического значения слова берёза, ученики записывают:

Берёза – дерево.
Берёза – лиственное дерево.
Берёза – лиственное дерево с белым стволом.

Составление статьи о слове берёза.

Пример употребления этого слова в речи подбирается следующим образом:

На доске до урока оформлена схема сложного предложения
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина, а класс выбирает сложное предложение, которое соответствует схеме, написанной на доске.
Текст составленной статьи записывается в тетради.

Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С. Есенин) (Слайд № 7)

 

Работа в группах  с толковыми словарями.(Слайд № 8 и № 9)(3 мин.)

УЧИТЕЛЬ. Определите с помощью словарей лексическое значение каких слов указано неверно.

Айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
Лекторий – запас слов и выражений человека.
Невзгода – плохая, ненастная погода.
Партер – ярус, расположенный выше бельэтажа и амфитеатра в зрительном зале.
Пороша – протоптанная в снегу тропинка.
Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.

УЧИТЕЛЬ. В тетрадях запишите с помощью словаря значения слов: лекторий, пороша.

 

Найди соответствия. (Слайд № 10)(2 мин.)

а) брошюра

б) жокей

в) лексикон

г) изморозь

А) очень мелкий дождь

Б) запас слов и выражений

В) профессиональный наездник на скачках

Г) небольшая книжка

Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

 

Индивидуальная работа с тестом. (Слайд № 11 и № 12)(2 мин.)

УЧИТЕЛЬ. Выбери многозначные слова и впиши соответствующие буквы в прямоугольник.

А) инженер

Б) заговорить

В) кипеть

Г) равнина

Д) идти

Е) сеять

Ж) вечер

З) загладить

И) жирный

К) иней

Л) пышный

М) пуговица

И) работа

Ответ: Б), В), Д), Е), З), И), Л), М).

 

Физкультурная  минутка (2 мин.)

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч)

Раз – наклон,

Два – наклон,

Зашумел листвою клён.

(Кружатся, руки вверх)

 

Устно составьте словосочетания со словами, данными в скобках. Запишите те, в которых выделенные слова будут иметь переносное значение. (Слайд № 13)(1 мин.)

Горячий (молоко, печь, время)        

Горячее время

Разбить (чашка, надежда, жизнь)

Разбить жизнь

Легкий (пальто, характер, ноша)

Легкий характер

 

Творческая работа. (Слайд № 14 и № 15)(2 мин.)

УЧИТЕЛЬ. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Самопроверка:

Идет человек
Идет поезд
Идет время
Идут письма
Идет наряд
Идет дым из трубы
Идут учиться
Идет дождь
Идет урок

 

Рассмотрите рисунок и на его основе объясните различие в значении слов. (Слайд № 16)(1 мин.)

Проводник – подводник

Паводок – поводок

УЧИТЕЛЬ. Являются ли они однокоренными? Почему?

 

 Составление синонимических рядов. (Слайд № 17 и № 18)(2 мин.)

-Посмотрите внимательно на картинку, перед вами луг…

- Какого он цвета? (зелёного)

- Подберите синоним к слову ЗЕЛЁНЫЙ.

Зелёный, травяной, изумрудный, малахитовый.

 

-Посмотрите внимательно на картинку, перед вами небо…

-Какого оно цвета? (голубого)

-Подберите синоним  к слову ГОЛУБОЕ.

Голубое, лазурное, небесное, бирюзовое

                                                                                                                               

 Зрительный диктант с лексическим заданием. (Слайд № 19)(2 мин)

Загадка-шутка.

Шли двое. Остановились.

Один другого спрашивает:

– Это черная?

– нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

УЧИТЕЛЬ. Расставьте знаки препинания.

О чем они вели разговор? (Смородина)

Подобрать синонимы к слову зеленый в тексте.

Зеленый – неспелый, незрелый.

 

 Запишите синонимы к словам: (Слайд № 20)

(1 мин.)

торопиться – ( спешить )

учить – ( изучать )

бежать – ( нестись )

осилить – ( одолеть )

известие – ( новость )

удивить – ( изумить )

фантазировать – ( мечтать )

 

На доске получается следующая запись:

 

 Разгадай загадки. (Слайд № 21)(1 мин.)

Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… (прохлада)

Я – антоним слова лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я… (зима)

Я – антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… (плач)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина)

 

 Работа в парах по карточкам. (Слайд № 22)(2 мин.)

Запишите пары слов-антонимов, значения которых изображены на карточке.
Составьте предложения так, чтобы в каждом из них были прилагательные-антонимы. Каким членом предложения являются антонимы?
Взаимопроверка на доске.

 

 Найди антонимы и синонимы (устно). (Слайд № 23)(1 мин.)

УЧИТЕЛЬ. Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы.

радостный

печальный

тоскливый

ликующий

невеселый

 

 

веселый

скучный

унылый

мажорный

жизнерадостный

грустный

Ответ.        Антонимы:        Печальный

                                               Тоскливый

                   Весёлый                Невесёлый

                                               Скучный

                                               Унылый

                                               Грустный

 

                   Синонимы:        Радостный

                                               Ликующий

                   Весёлый               Мажорный

                                               Жизнерадостный

                                              

 

 Сочинение-миниатюра. (Слайд № 24)(2 мин.)

Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.
Напишите сочинение-миниатюру (5-6 предложений) по картинке.
Образец.

Чудесный зимний день.

Чудесный зимний день. Солнце светит ярко. Снег блестит. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкают, отливая всеми цветами радуги. Небо сияет чистейшей голубизной.

 

Выводы.(1мин.)

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы ставили сегодня перед собой в начале урока?

Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас – это один из призывов школьникам и молодежи русского писателя М. Горького.

Вернемся к началу урока. Как вы думаете, почему нет такого словаря, где бы был представлен весь лексический состав языка?

 

Творческое списывание. (Слайд № 25 и № 26)(1мин.)

ЗАДАНИЕ. Построить предложения с прямой речью, предшествующей словам автора, используя следующую запись: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. М. Горький».

Выставление оценок

 

Домашнее задание. (Слайд № 27)(1мин.)

Контрольные вопросы на стр. 142.
Подготовить сообщения о словаре по плану:

а) Название словаря, его автор.

б) Место и год издания.

в) Для кого предназначен словарь.

г) Прочитайте любую словарную статью, выделите в ней основные части.

 

Список использованной литературы:

 

«Русский язык в 4 классе». Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1997.
Евлампиева Е.А. «Занимательные задания на уроке русского языка». Чебоксары, «Клио», 1997.
Львова С.И. Альбом раздаточного изобразительного материала «Русский язык в 5-7 классах». М., Центр Планетариум, 2006 .
Журнал «Русский язык в школе», № 1, 2004 г.
Книгина М.П. «Русский язык. 5 класс». Тесты, в 2 ч. Саратов, Лицей, 2006.
Русский язык. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. М., Просвещение, 2006.
Никитина Е.И. «Уроки русского языка в 5 классе». Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.
http:festival.1september.ru/

 

Текстовой комментарий-пояснение.

 

В последние годы все сложнее складываются отношения школьников к родной речи, родным языкам, беден лексикон учащихся. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю порой бывает очень трудно. На помощь нам приходят новые технологии. Мультимедийный метод проведения уроков:

позволяет оживить изучаемый материал;
вызывает интерес у учащихся;
задания носят занимательный характер;
увеличивается лексикон учащихся;
помогает систематизировать знания;
повышает интерес к саморазвитию;
позволяет практически использовать полученные знания при выполнении различных видов работ:

а) фронтальном опросе;

б) составлении словарной статьи;

в) при выполнении заданий творческого характера: «Найди соответствия», «Найди ошибку», сочинение-миниатюра, творческое списывание, разгадывание загадок;

г) подборе синонимических рядов;

д) различных видах проверок: самопроверки, «Следуй за мной», взаимопроверок;

позволяет рационально использовать время на уроке:

соединить все виды деятельности памяти (зрительной, моторной, слуховой) для успешного усвоения материала.

 

План-пояснение к слайдам

 

1-2 слайды содержат информацию о теме и цели урока.

3 слайд – орфографическая работа со словом лексика

4 слайд – историческая справка «Знаете ли вы, что…?»

5 слайд включает в себя фронтальный опрос по пройденному материалу «Закончи предложение»

6,7 слайды – составление словарной статьи толкового словаря.

8,9  слайд проверяет умение учащихся работать с толковыми словарями.

10 слайд  содержит в себе занимательное задание «Найди соответствия»

11, 12 слайды – тест и ответ к заданиям теста.

13 слайд – устная работа (составление словосочетаний со словами в переносном значении.

14, 15 слайды – творческая работа (рассмотреть рисунок и записать предложения со словом идёт).

16 слайд – рисунок, который позволяет сравнить слова с омонимичным корнем, разным лексическим значением.

17, 18 слайды – задания творческого характера (составление синонимических рядов)

19 слайд – зрительный диктант с лексическим заданиям.

20 слайд помогает учащимся подобрать синонимы к словам.

21 слайд содержит загадки, которые помогают подобрать антонимы к словам.

22 слайд – иллюстрации, помогающие детям помогать слова-антонимы.

23 слайд – графически помогает подобрать антонимы и синонимы к слову весёлый

24 слайд  содержит материалы к сочинению-миниатюре.

25, 26 слайды – задания по конструированию предложения, помогающий сделать выводы по теме урока.

27 слайд – домашнее задание.


Просмотров: 861 | Загрузок: 169
Автор: Онищенко С.В.
Теги: лексика
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar