Конспект и презентация к уроку русского языка "Подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

Цели урока:

Подготовить уч-ся к сочинению-описанию по картине в процессе знакомства с творчеством художника и работы с искусствоведческим текстом.
Дать представление о жанре  «натюрморт».
Пополнить словарный запас уч-ся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковым словарем).
Формировать культуроведческую компетенцию через приобщение к ценностям художественной культуры на примере творчества П.П. Кончаловского.

 

Цели для уч-ся:

Подготовиться к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Познакомиться с жанром  «натюрморт».

 

Ход урока.

Приветствие.
(Слайд 2) Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы посетим выставку картин известного русского художника П.П. Кончаловского, познакомимся с его творчеством, узнаем о новом жанре живописи – натюрморте и подготовимся к сочинению-описанию по картине художника «Сирень в корзине».

       3. Рассказ о художнике. (Слайд №3-4)

-  П.П. Кончаловский родился в 1876 году в небольшом городке на Украине. Всю свою жизнь он посвятил живописи. За 60 лет творчества им написано более 5000 картин. Это и жанровые картины, и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Анализируя живопись художника, критики отмечали, что он необыкновенно радостно воспринимает жизнь. И эту радость он дарит через свои полотна людям. У нас есть возможность увидеть несколько его замечательных работ.

      4. Раскрытие понятия «натюрморт»: просмотр картин (слайд № 5-8),  рассказ учителя о натюрморте,  обмен впечатлениями.

- Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера. Их отличительная особенность – темный, почти черный фон. «Маленькие голландцы» так называют их в мире искусства. В творчестве Кончаловского натюрморты занимают особое место. Художник за свою жизнь написал множество натюрмортов. Посмотрите, на картинах изображены, казалось бы, обычные предметы, которые окружают нас в повседневной жизни. Удивительно, слово натюрморт дословно в переводе с французского обозначает «мертвая природа». Но художники в силу творческого восприятия окружающего нас мира тоньше других чувствуют красоту вещей. Каждый изображенный предмет оживает под кистью живописца.

- Какие чувства вызвали у вас картины? Если вам трудно подобрать слова, можете обратиться к словарикам по Р/Р.

-  Давайте дадим точное определение слова натюрморт. (Слайд №9) Дома вы должны были найти и выписать в словарики по развитию речи его значение.  Проверим, как вы справились с этим заданием. Какими словарями вы пользовались при выполнении работы?

     - Одна из любимых тем художника – цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Любимые цветы П.П. – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Перед нами одна из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году. Картина находится  в Третьяковской галерее. (Слайд №10)

5. Беседа по картине.

- Поделитесь своими впечатлениями от картины. ( простая, красивый пышный букет сирени, пахнуло весной и т.д.)

- Действительно, это картина напоминает нам о весне. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном холодно и все мрачно,. А наш класс наполнился теплом и светом. Мы сразу вспомнили о весенних солнечных днях, о первых весенних цветах. Послушайте, как вдохновенно описывают сирень в своих стихах поэты.

( Чтение уч-ся стихов, под музыку Чайковского «Времена года»)

Цветет сирень, благоухает,

Поселок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту. ( В. Товарков)

Сверкают в росинках

Лиловые звезды,

И в комнату льется

Сиреневый воздух. (М. Рудерман)

    - Мир музыки, мир поэзии и живописи тесно переплетаются между собой и создают настоящее произведение искусства. Ребята, вы почувствовали восхищение поэтов этим прекрасным цветком? Какими словами они описывают сирень?  ( Сирень благоухает – метафора; Эпитеты – лиловые звезды, лиловых гроздьев,  сиреневый воздух)

     - Поэт при описании использует слово, а что использует художник? ( Краски, продумывает композицию, фон).

   - Что вы можете сказать о композиции картины «Сирень в корзине» ? Простая она или сложная? ( Простая, букет расположен в центре полотна).

    - На каком фоне изображена сирень? ( Сирень изображена на желто-зеленом фоне,  она стоит у окна , потому что с правой стороны на нее падает солнечный свет.

    - Какие цвета и оттенки использовал художник для написания сирени? ( На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, белую, нежно-розовую, голубую, фиолетовую, красноватого оттенка.)

    - Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? ( Нет.)

    - Вы правы. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепестки, ветки. Ему важно создать целостный образ.

    - Какие определения мы можем использовать, чтобы описать величину и форму веток и  цветов сирени? ( Тяжелые,  крупные,  богатые кисти сирени. Они  напоминают грозди винограда.)

     - Подберите слова, которыми  мы можем выразить свое восхищение букетом? ( свежий, пышный, красивый, великолепный, чудесный, роскошный, восхитительный).

    - Посмотрите внимательно на листья сирени. Что мы можем сказать о их форме и цвете? (По форме они напоминают язычки, кое-где выглядывают из сирени, листья зеленого цвета, но с правой стороны на них падает свет, и они имеют золотистый оттенок.)

    - Опишите корзину, в которой стоит сирень? (Корзина плетеная, ее почти не видно из-за пышного букета).

    - Как вы думаете, почему художник поместил свою сирень в корзину, а не в красивую вазу? ( Наверное, ее только что срезали, принесли и поставили на стол.)

   - Ребята, какие мысли и чувства хотел передать автор картины своим зрителям? ( Он хотел передать свое восхищение от этого букета, поделиться увиденной красотой с другими людьми, показать как прекрасен мир вокруг нас.)

     6. Работа с текстом.

     -Представьте, какое мастерство и сколько труда пришлось вложить живописцу в свою картину. Я вас приглашаю ненадолго заглянуть в мастерскую художника и узнать, как он работал над своими полотнами. Вот что рассказывает нам сам художник. (Выразительное чтение текста и беседа по содержанию).

«Цветок нельзя писать „так себе", простыми  мазочками, его надо изучить  так же глубоко, как и все другое. Цветы — великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще.  Я пишу их, как музыкант играет гаммы... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца.»

    - Определите стиль и тип текста.

     - Найдите в тексте слова, которые выражают основную мысль этого текста. (Цветы – великие учителя художников)

     - Почему Кончаловский называет цветы великими учителями художников? ( Чтобы разобрать и постигнуть строение цветка, надо положить много труда.  В цветах есть все, что существует в природе.)

    - Как вы понимаете слова  «Я пишу их, как музыкант играет гаммы»?( Музыкант оттачивает свое мастерство через игру гамм, художник, рисуя цветы, тоже упражняется в своем мастерстве.)

    7. Выполнение подготовительных упражнений.

     - Ребята, я предлагаю вам тоже выполнить несколько упражнений, чтобы ваше описание картины было красивым и выразительным.

     Упражнение 1.( на доске ) Подберите синонимы:

Художник,.. ( живописец, мастер, автор картины).

Картина, .. (полотно, холст, натюрморт)

     Упражнение 2. (сам-но, с последующей проверкой) Выберите 2-3 глагола, которые можно использовать в сочинении: изобразил, сумел передать, напоминает, изумляет, любоваться.

     Упражнение 3. ( на доске) Продолжите ряд подходящими словами, которые описывают предмет.

Букет стоит, ..

Лепестки нежные, , …

Цвета мягкие, ,..

Грозди ,…

Слова для справок: дышит, благоухает, бледно-розовые, пышные, крупные, красуется, лиловые, жемчужные, ароматные, влажные, распустившиеся, голубоватые, тяжелые. 

     Проводится орфографическая работа с данными словами:

- найдите слова с безударными гласными в корне, написание которых необходимо запомнить;

- найдите сложное прилагательное, назовите орфограмму в этом слове;

- какие орфограммы нам еще встретились в этих словах?

     Упражнение 4. ( устно) Закончите предложения.

Художник передает…

Мы любуемся…

Создается впечатление…

    8. Моделирование текста.

    - Теперь, ребята, мы подошли с вами к основной цели нашего урока – написанию сочинения. 

     -Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный.)  

     - Подумайте: какой тип речи будет основным в сочинение – повествование, описание или рассуждение? (Описание.)

     - Что из услышанного на уроке мы можем и должны внести в наши работы? (Название картины, фамилию, отчество автора, время написания, название музея, в котором экспонируется сейчас картина.)

     - Прежде чем приступить к описанию, что должны мы составить? (План. Слайд №11)

- Сколько основных частей мы выделим в нашем сочинении?

- О чем мы будем говорить во вступительной части?

- Как вы построите рассказ в основной части сочинения?

- О чем мы обязательно скажем в заключение нашей работы?

- Есть ли среди вас желающие попробовать себя в роли экскурсовода? (Два чел).

     Редактирование ответов детей. – Дайте устную оценку выступлению товарища. Что вам понравилось в его описании?  Исправьте допущенные ошибки.

     9. Итог урока.

     - Ребята, в картинной галерее какого художника вы побывали?

     - Чему мы научились сегодня на уроке?

    - Какую роль в жизни человека играет художественное творчество? (Работы П.П. Кончаловского проникнуты добротой, огромной любовью к окружающему нас миру, они учат человека видеть и ценить прекрасное в обыденном.)

    10. Оценка работы детей.

  11. Домашнее задание. Напишите сочинение – описание по картине или письмо своему другу, в котором поделитесь своими впечатлениями о ней.

Письмо:

Приветствие.
Обращение.
Прощание.


Просмотров: 422 | Загрузок: 71
Автор: Чистохвалова Г.А.
Теги: описание картины
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar