Конспект и презентация к уроку русского языка "Основные виды простых предложений"

Цели урока.   Создать условия для обобщения знаний  о видах предложений  по их  признакам;

развития мыслительной деятельности учащихся, умений  анализировать, сопоставлять, обобщать;                            

совершенствования умений интонационно правильно  произносить предложения и   правильно  оформлять их  при письме;

формирования  экологического  мировоззрения, воспитания чувства   любви к природе и ответственности за сохранение   окружающего мира

Здоровьесберегающая среда:

Соблюдение гигиенических условий  (чистота кабинета, проветривание                                

                             перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование. Презентация (приложение № 1)

                             Выставка сочинений  «Все дети на свете за чистоту на планете!»                       

                             и рисунков на тему «Берегите природу!»

                             Раздаточные карточки.

                             Бланки с таблицей  (приложение № 2)

                             Рабочая тетрадь.

                             Компьютер.

                             Мультимедийный проектор.

 

Х О Д   У Р О К А

 

Организационный момент (создание мотивации на урок)

       На фоне первого куплета песни Д.Тухманова  «Как прекрасен этот мир» ( песню из презентации пришлось вырезать и--за тяжелого «веса») и слайда звучат слова учителя:

         В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

            Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир.  И сегодня мы сделаем ещё один шаг в мир Природы.

А поможет нам в этом  урок  русского языка по теме «Основные виды простых предложений». На этом уроке мы, обобщая полученные на предыдущих уроках знания,

заполним  вот эту таблицу,  которая  в дальнейшем станет нашей помощницей при разборе  простых предложений.

 

I. Виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

 1. Чтение текста (по слайду) учеником.

Прекрасна земля городищенская_  Я люблю милые сердцу степные просторы, лесистые холмы, обширные луга_  А каким будет наш край завтра_  Сможем ли мы сохранить эту первозданную красоту_

-      Прочитайте ещё раз текст  «про себя», расставьте  мысленно недостающие знаки препинания.

-       Какие предложения  по цели высказывания  использует автор?

  А по эмоциональной окраске?

-       Попробуйте найти ответы на поставленные вопросы:  Каким будет наш край завтра?  Сможем ли мы сохранить эту первозданную красоту? 

-        Что для этого нужно сделать?  И что для этого может сделать каждый из вас?

-         Запишите текст в тетрадь, расставив недостающие знаки препинания.

 

- Проверьте, верно ли вы поставили знаки препинания?

   (Самопроверка)

 

Итак, какие же виды предложений по цели высказывания мы запишем в нашей таблице?

 

Проверим.

 

2.  -    Давайте обратимся к другому тексту  (проецируется на экране).

     -          Как мы его должны прочитать?

                Люди, б…регите земли, воды,

                Даже малую былиночку любя.

                Б…регите  всех зв…рей природы,

                Уб…вайте лишь зверей внутри себя!

 

-      Какие предложения по цели высказывания  использовал Евгений Евтушенко  для обращения ко всем людям, а значит, и лично к каждому из нас? А  по эмоциональной окраске?

-     Как  же мы можем различить  восклицательные  и невосклицательные предложения?

-     Так к  чему  же призывает нас поэт? Как вы понимаете последние строчки?

 - Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. 

                               *А у доски  ученик выполняет задание по карточке:

Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание

Лес  по  дер..ву  (не)плачет, а  по  поросли сохн..т,

бр..вно руби,  а  молодёжник   б..р..ги.

Как ты понимаешь смысл данной пословицы.

Как эта пословица связана с нашим текстом?

 

А сейчас обменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли ваш сосед вставил пропущенные буквы. В случае ошибки, попросите объяснить данную орфограмму.

 

После проверки выполните фонетический разбор одного из слов, указанных в тексте.

( Трое учащихся выполняют задание у доски)

 - В каком слове все согласные звуки мягкие?

 

А теперь опять вернемся к нашей таблице. Какие же вы знаете виды  предложений по эмоциональной окраске?

 

Посмотрим

Физминутка

 

II.  Виды   предложений по числу  и строению грамматических основ, по наличию второстепенных членов.

1. Чтение текста учителем.

     Осень.  В лесу шумно и весело. Словно на праздник слетаются в стайки  пестрые синицы.

     В красивом наряде щеголяют гренадёрка, прыгает по

веткам большая синица, лакомится семечками осин и берёз

 гаичка.

-   А каких ещё вы птиц знаете? А кто знает, как живётся всем  этим птичкам зимой?  Что  мы сможем сделать, чтобы помочь им?

2. Запись текста под диктовку.

-    Подчеркните  грамматические основы предложений. Найдите простое предложение… Сложное…  Как вы простое предложение отличаете от сложного?

3.  -   Подчеркните грамматическую основу предложений  и в предыдущем задании.

-    Из каких главных членов  может состоять грамматическая основа?

-     Итак, какой же вывод о виде предложения  мы можем сделать  по  числу и строению грамматических основ?

 

Обратимся к таблице.

4. Закончите разбор по  членам предложения (1-е , 2- е , 3-е предложения)

-   Укажите различия. Как называются такие предложения?

 

Вновь обращаемся к нашей таблице.

 

IV. Осложнение простых  предложений  однородными  членами, вводными словами, обращениями.

 

Звучат « Звуки природы»,  на фоне  музыки  -   слова учителя:

-      А сейчас наклоните голову, закройте глаза  и представьте себе тот уголок природы, где вы любите отдыхать (пауза)

           И если бы мы могли понимать голос природы, то, наверное,  услышали бы…

          Человек, ты пришёл ко мне отдохнуть от повседневных забот  и городского шума.  Я подарю тебе аромат цветов, шелест травы, пение птиц. Окунись в лесную прохладу, и ты освободишься от мелочных забот  и тревог.   Я дам тебе покой, равновесие

и вдохновение.

     Но, к сожалению, ты не всегда способен услышать мой голос…

 

                             ( небольшая пауза.)

- А как вы думаете, о чем могла бы поведать нам природа, если бы мы услышали её голос?

 

-     Посмотрите на «Обращение природы» (лежат на каждой парте). Прочитайте первое    предложение.

-      Чем оно осложнено? (обращением) 

       Подчеркните его. Составьте схему этого предложения.

-      Чем ещё могут быть осложнены эти предложения?  (однородными членами и вводными словами).

 Найдите их в предложениях  и подчеркните. Составьте:

 I вариант  –  схему предложения с однородными членами,

II вариант – схему предложения с вводным словом.

 

V. Закрепление материала.

 

Учащиеся обращаются к карточкам. Трое ребят выполняют работу у доски

Уровень А.

Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику

Мы теснейшим образом связаны с природой и должны отвечать за свои действия перед настоящим и будущим.

 

Уровень Б.

Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику

Ты знаешь правила поведения на природе?

 

Уровень С.

Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику .

Ребята, берегите природу!

 

Проверка  (устно).

 - Сегодня на уроке мы попытались ещё раз проникнуть в мир природы, посмотреть на неё новым взглядом, послушать её обращение.

 А что каждый из нас, не кивая на соседа,  может сделать для охраны нашей природы, нашей Земли?

 

 VI. Подведение  итогов  урока, выставление оценок.

- Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке?

   Что постараетесь отложить в уголки своей памяти?

 

 VII.  Домашнее задание  (записано на доске)

1.Вспомнить этот урок и самостоятельно дома заполнить 

   таблицу. (Раздаются бланки с таблицей)

2. по выбору (самоопределение)

* Задание повышенного уровня: сочинить небольшое   

 стихотворение о природе, выполнить синтаксический           

  разбор предложений.

                * Задание массового характера: выписать из литературы

                   3 предложения, различных по цели высказывания, 

   сделать их синтаксический разбор

 

Резервные вопросы для урока  (после объяснения домашнего задания)

-      Составьте побудительное предложение о правилах поведения на природе.

-     Какое оно по эмоциональной окраске? 

                         - по строению грамматических основ?

                         - по наличию второстепенных членов предложения?

-     Составьте вопросительное предложение.

-      Какое оно по эмоциональной окраске? 

                         - по строению грамматических основ? 

                         - по наличию второстепенных членов предложения?


Просмотров: 370 | Загрузок: 78
Автор: Пудовкина Т.Н.
Теги: простое предложение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar