Конспект и презентация к уроку русского языка "Лексика"

Цели:

вторичное осмысление уже известных знаний;
выработка умений и навыков по их применению;
создать на уроке ситуации, в которых учащиеся осознанно могли бы применить имеющиеся знания

Логика учебного занятия

мотивация;
актуализация ведущих знаний и способов действий;
конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях;
самостоятельное применение знаний;
контроль;
рефлексия

Оборудование

Раздаточный материал (тест, кроссворд, карточки – задания), слайдовая презентация

 

Этапы урока

 

Организационный этап. Создание эмоционального настроя уч-ся на восприятие материала.
Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению нового материала

ТЕСТ

Задание: выделите правильный ответ.

A. Что такое лексика?

Лексика - это наука о языке.
Лексика - это наука о слове.
Лексика - это совокупность всех слов языка.

Б.  Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

Предложение.
Звук.
Слово.

B. Чем отличается слово от других единиц языка?

Оно служит наименованием действий.
Оно служит наименованием предметов, признаков и дей­ствий.
Оно служит наименованием предметов.

Г. Дайте определение омонимам.

Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.
Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинако­вые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лекси­ческому значению.
Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написа­нию, но разные по лексическому значению.

Д. Дайте определение синонимам.

Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.
Синонимы - это слова, противоположные по значению.
Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга от­тенками лексического значения и употреблением в речи.

Ж. Что такое антонимы?

Антонимы - это слова одной и той же части речи с проти­воположным лексическим значением.
Антонимы - это слова одной и той же части речи, одина­ковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лек­сическому значению.
Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значе­ние.

Ответ должен быть записан на доске в следующем виде: А-3;Б-3;В-2;Г-2;Д-3;Ж-1.

Этап применения знаний и способов действий

1)Беседа. Работа с текстом.

Учитель. А что такое язык?

Сообщение ученика: Язык - это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже пони­маете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это про­исходит благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о сло­вах» пишет: «Язык - удивительное орудие, посредством которо­го люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мыс­ли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не по­хожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, по­мещающийся во рту, и человеческая способность говорить и по­нимать собеседника - издавна именуются одним и тем же сло­вом 

Учитель. По поводу языка высказывались многие ученые, писатели. Вот слова некоторых из них. Вы можете записать в тетради те, которые вам понятны.

1.  Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо
им владеть. (М. Горький.)

2. ... русский язык - один из богатейших языков в мире, в
этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)

3.  Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь
распускающийся цвет всей его духовной жизни... (К.Д.Ушин-
ский.)

Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» и отве­тить на вопросы:

- Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего пет на свете, а в другом утверждает, что язык - это самое худшее, что есть на свете?

Как понять это противоречие?

Учитель. Вот что говорил по этому поводу великий Л. Н. Толстой: «Слово - дело великое. Великое потому, что сло­вом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить враж­де и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет лю­дей».

Учитель.  А сколько слов в русском языке?

Учитель. Обратите внимание, ребята! Интересные числа!

В 17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов.

Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, -из 12 тысяч слов.

А словарь младшего школьника 10-12 лет - 3600 слов!

Учитель. Обратите внимание, ребята, на высказывание П. В. Гоголя: «Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмери­мость его и изловить чудные законы его...»

 

2)Работа в группах.

На доске - критерии оценки:

«5» баллов - ответ грамотный;

«4» балла - есть одна неточность;

«3» балла - 2 неточности;

и «0» баллов - 3 и более неточности или группа вообще от­казывается от защиты ответа.

1-я группа.

Задание1: Раскрыть значение слова дом - в отрывке. Как называются такие слова?

Тот дом без крыши, без угла,

                        Согретый по-жилому,

Твоя хозяйка сберегла 

За тыщу верст от дома.

А. Т. Твардовский

Задание 2:Указать в каждой паре предложений слова, одинаково зву­чащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин.) - Лекции - очень важный вид обучения.
Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. (А. С. Пушкин.) - Отец усовершенст­вовал коленчатый вал.

3. Тракторы перепахивали пар. - Пар выбивался из-под
крышки кастрюли.

 

     2-я группа.

Задание1: Объяснить значение словосочетаний в контексте.
Сердечный человек - ... Глухой старик - ...

Сердечный прием - ...    Глухой голос - ...

Сердечная мышца - ...    Глухой переулок - ...

Задание2: В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?

1. Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоем веселей. 2. Я к нему оком, а он боком. - Свой глаз - алмаз. 3. Что испек, то и кушай. - Чем больше ешь, тем больше хочется.

 

3-я группа.

Задание1: Определить значение слова разбить в предло­жениях.

1. Петя разбил себе нос. 2. Туристы разбили палатку. 3. Раз­били врага наголову. 4. Лесоводы разбили участок.

Задание 2:

Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето»,        Я антоним к слову «смех»,

В шубу снежную одета,    Не от радости утех -

Хоть люблю мороз сама,  Я бываю поневоле

Потому что я ... (зима).     От несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач).

 

3)Решаем кроссворд.

 

Кроссворд по теме «Лексика»

 

Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столб­це вы прочтёте общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Буря. 4. Рыхлый. 5 Трудолюби­вый. 6. Короткий. 7. Свет.

 

IV.Этап подведения итогов

V. Этап информации о домашнем задании. Домашнее задание 3 ступеней: сложное, средней сложно­сти, легкое.

Сложное задание.

1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении - мета­фору. 3. Подобрать к нему синонимы.

Речевая культура человека это зеркало его духовной куль­туры писал В. А. Сухомлинский.

Задание средней сложности.

Записать слова, которые соответствуют следующим лекси­ческим значениям:

Договор между двумя или несколькими лицами.
Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

3. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты,
нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям
получились слова.

Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках.

Несложные  задания.

Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже простав­лены:

 

Главный   -  ..с 

Мощный  - ..и  

Иностранный  -..н

Смышленый -..о

Занимательный - ..н

Грязный  - ..и

Короткий - ..м

Скорый -..ы

 

VI. Этап рефлексии


Просмотров: 134 | Загрузок: 67
Автор: Мигаль Р.А.
Теги: лексика
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar