Конспект и презентация к уроку русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель:

Научить различать имена существительные собственные и нарицательные, отличать названия однородных предметов от единичных.
Развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Воспитывать интерес  к изучению русского языка
Развивать монологическую речь обучающихся (составление рассказа на лингвистическую тему).

Попутное повторение: синтаксический разбор простого предложения, фонетический разбор, знаки препинания при диалоге.

Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор, карточки «Лошади и жокеи», «Создай паспорт», карточки со словами для заполнения «Морфологического ящика», пустые карточки для «Телеграммы».

 

Ход урока

 

Организационный момент. Запись числа,  темы урока.  Слайд № 1.

Предлагаю детям самим сформулировать цель урока. Итак, цель урока – научиться отличать имена существительные нарицательные от имён существительных собственных. Этому мы научимся на уроке, а сначала, чтобы хватило сил для работы, нужно размяться. Проведём синтаксическую разминку. Выполняем синтаксический разбор предложения Александр Сергеевич Пушкин родился шестого июня тысяча семьсот девяносто девятого года в Москве. (Предложение записано на доске). Один ученик – у доски, остальные – в тетрадях.

Новая тема. Объясните, почему некоторые слова в предложении написаны с большой буквы? Да, из курса начальной школы вы знаете, что названия городов, имена, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы. А как звучит тема сегодняшнего урока? Давайте разбираться, как же отличить имена нарицательные от имён собственных. Проведём наблюдения.

Слайд № 3

Скажите,  предметов с каким названием  больше: город или Томск? Река или Чулым? Гора или Эльбрус? Зачем Томску, Чулыму, Эльбрусу дали название? Правильно, чтобы отличить их от множества однородных предметов: городов, рек, гор.

Делаем вывод: города, реки, горы,  – названия предметов однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от множества однородных предметов, им дают названия. Это имена собственные.

Обобщим полученные сведения и составим кластер.

Слайд № 4

Проверим по учебнику, правильно ли мы дали определение именам нарицательным и собственным.

Закрепление изученного материала.

Играем в Лошадей и Жокеев. Первый вариант – Лошади, второй – Жокеи. Раздаются карточки с именами нарицательными – Лошадям и именами собственными - Жокеям. Задача: каждому имени нарицательному найти имя собственное. (Лошади: река, город, село, озеро, журнал, мужчина, автомобиль; Жокеи: Волга, Енисей, Тула, Тамбов, Минаевка, Николаевка, Байкал, Балхаш, «Огонёк», «Мурзилка», Тимофей, Егор, «Рено», «Мерседес»). Получается, у каждой Лошади по 2 Жокея.
Слайд №5. Выписать имена собственные, объяснить, почему они таковыми являются. (Дети устно проговаривают новые понятия: названия однородных предметов, названия единичных предметов).
Упр.483 учебника. Чтение текста, краткая беседа о том, что знают дети об этих исторических событиях, опора на иллюстративный материал. Слайд № 6.
Словарная работа: запись в словарики Великая Отечественная война.
Работа на повторение: постоять1.
Упр. 484. Слайд № 7.  Указать, какие исторические события изображены, записать их названия.
Решите лингвистическую задачу. Слайд № 8.
Упр. 486. Самостоятельная работа: выписать названия единичных предметов. Слайд № 9 «Проверь себя!» Какие имена существительные: нарицательные или собственные - вы выписали? Почему? Повторение: составить схему диалога.
Обобщение: заполняем «Морфологический ящик». Дети по очереди берут карточки со стола, магнитами крепят их на доске, распределяя на нарицательные и собственные, сопровождая работу пояснением: «Это имя существительное собственное (нарицательное), потому что…

Рефлексия. Используем приём «Телеграмма». Дети кратко пишут на карточках, что самое важное с урока запомнили. Отдают учителю. Далее предлагается продолжить предложение на Слайде № 10.
Поведение итогов урока: по кластеру (слайд №4) составить рассказ на лингвистическую тему о существительных нарицательных и собственных, выставление оценок.
Домашнее задание: выучить материал параграфа 92, упр.487. Слайд № 11


Просмотров: 178 | Загрузок: 51
Автор: Першина Л.М.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar