Конспект и презентация к уроку русского языка "Глагол. Безударные личные окончания глагола" по УМК Львовых

Цели урока:

Деятельностная: развивать речь  обучающихся,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся;

воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Содержательная: обобщить и расширить изученные ранее  знания по теме "Глагол»; развивать  умение  давать самооценку своей деятельности,  самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе.

Деятельность учителя

Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Презентация. Слайд 1.

─ Что можно делать под эту музыку?

─ Какие части речи вы назвали?

Слайд 2.

Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и  яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь  языка.  Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!         (А. Югов)

-Как вы понимаете их смысл?

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

- У каждого из вас есть  один лист. Слайд 3.

-  «Цели (что я  хочу узнать)», отметьте галочкой   в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цель (чего я хочу  добиться на уроке)

Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.

Вспомнить, на какие  вопросы отвечает глагол.

Узнать, каким членом предложения  может быть глагол.

Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.

Пополнить свой словарный запас.

Отдохнуть на уроке.

 

- И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.

-Я бы хотела узнать у вас, любите ли вы мультфильмы?

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите мультфильмы?

Мультфильмы - это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране.

- Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые.

- Какие действия они  совершают?

 - С ними происходят невероятные чудеса.

 - А какие мультфильмы ваши любимые?

 - Я тоже люблю смотреть мультфильмы и сейчас я вам покажу небольшой отрывок из  одного моего любимого мультфильма.

- Во время просмотра запишите, что делают наши герои.

 Просмотр мультфильма. Слайд 6.

- Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок?

(«Ну, погоди!»)

- Смотрели ли вы этот мультфильм?

- Кто знает, кто режиссёр, мультипликатор этого мультфильма?

- Давайте узнаем, что обозначает слово «режиссер», «мультипликация». Слайд 5.

 

- Итак, мы выяснили, что режиссёр - управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли.

Режиссёр был блестящим рассказчиком, который повествовал о необыкновенных  приключениях зайца и волка. Одним из одарённых мастеров мультипликации считается режиссёр Вячеслав Михайлович Котёночкин. Он поставил популярный многосерийный мультфильм “Ну, погоди!” на киностудии “СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ” в Москве. Впервые с персонажами серии “Ну, погоди!” зрители познакомились в 1969 году.

- Расскажите, что делают наши герои.

- Какой части речи все эти слова?

 - А что обозначают эти глаголы?

 - Давайте посмотрим,  только ли действие обозначают глаголы?

 Запишите наши глаголы, поставив их в начальную форму,  и соотнесите каждый глагол с  явлениями, записанными в левой колонке.

 

-Давайте проверим, правильно ли вы сделали?

Слайд 7.  

- Так что же такое глагол? А теперь попробуйте сами сформулировать правило. Вспомните, что вы знаете уже о глаголе и дополните тем, что вы узнали сейчас

А теперь давайте прочитаем правило в презентации и  посмотрим, правы ли вы были?

Слайд 8.

 

Развитие словарного запаса.

- А теперь поработаем над развитием словарного запаса. Слайд 9.

- Перед вами таблица «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». (Такая же таблица  у вас в учебнике).

На доске записаны только имена существительные.

Образуйте глаголы сначала в начальной форме, а затем образуйте форму 1 лица единственного числа, объясните их значение. Таблица поможет вам правильно написать окончания глаголов.

Гнев - гневаться – гневается; чувство сильного возмущения, негодования;

Улыбка - улыбаться – улыбается; испытывать радость;

Страх - страховаться – страхуется; ограждать себя от чего-нибудь неприятного;

Тревожность - тревожиться – тревожится; приходить в тревогу, в волнение;

Радость - радоваться – радуется; ощущение большого душевного удовлетворения;

Стыд - стыдиться – стыдится;  чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка;

Смех - смеяться – смеётся; выражение полного удовлетворения, радости, веселья или иных чувств.

- Чем различаются глаголы Ι и ΙΙ спряжения?

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов?

 

Физкультурная минутка. Слайд 10.

 

 - Предлагаю вернуться к нашим героям.

Перед вами  листы с текстом. Это один из рассказов о наших героях. Слайд 11.

Приближалась весна и вскоре  почки вновь распустятся в одной из самых холодных в мире стран, которая, похоже, стала постоянным местом обитания богов зимы... *

Один русский, который был известен как Волк, брел по улице города.  Он был одет в розовую рубаху и черные джинсы, из штанин которых выглядывали его волосатые когтистые лапы. Волк щелкнул зажигалкой, прикуривая папироску, и из-под копны угольно-черных волос, здорово напоминающей прическу барабанщика рок-н-роллера, блеснули большие черные глаза. Ветра почти не было и огонек зажигалки едва колыхнулся.*..

 Волк затянулся папиросой, он давно был заядлым курильщиком, (хотя стал уже тяжело дышать и кашлять), и даже не заметил, какую по счету папиросу он выкурил сегодня с утра... Волк докурил, бросил окурок в урну, стоявшую слева от него, а потом, круто развернувшись на пятке, со всего размаха врезал по ней ногой...

 Содержимое урны разлетелось во все стороны, сопровождаемое звенящим дребезгом, и урна улетела в сторону...  Волк злобно хихикнул и, улыбаясь,  направился  к своему дому. Пройдя всего четыре квартала, он приостановился, и глянул в сторону одного особого дома на углу.  Он поднял глаза, и уставился на окна балкона на третьем этаже, услышав доносящийся оттуда бодрый звонкий голосок. Голос ребенка, который поливал на балконе цветы.  Этот голосок, и Волк хорошо знал это, принадлежал Зайцу...

         Большие доверчивые глаза,  маленькое тельце, одетое в зеленую рубашку, белую майку и голубые шорты, а его сладкий голосок для одних звучал усладой, но только не для Волка… Он просто не мог слышать этот тонкий голосок, который, казалось, насмехается над ним…

- Посмотрите на текст, как вы думаете, почему один абзац выделен курсивом? На что хотел обратить внимание автор?

"Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы". (Т. Карлейль)

- Давайте распределимся по группам.

Каждой группе необходимо выполнить задание по данному тексту.

Чтение текста.

 

Проверка.

Общие вопросы для класса

1.Какова же синтаксическая роль глаголов?

2.Тема. Новые слова.

3.Глаголы, передающие эмоциональность речи.

4.Нейтральные синонимы.

5.Как вы думаете,  уместны ли были в тексте экспрессивные глаголы?

-  А почему, на ваш взгляд, автор использует  глаголы со сниженной окраской?

- Сам будешь здоров ровно настолько, насколько добро преобладает над злом в твоих мыслях, словах и делах. Произнося благословенные, хорошие слова, мы оздоровляем себя и окружающую среду. Надо думать о каждом слове, звуке, о том, как и что говорим и слышим. Не раньте словом окружающих и сами не поранитесь невзначай!

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

 Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?

- Возьмите, пожалуйста,  листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?

 

Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).

                        

Домашнее задание.

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

- Прочитать правило §-15 и выполнить  упражнение №226, 232.


Просмотров: 255 | Загрузок: 51
Автор: Лыженкова О.Д.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar