Конспект и презентация к уроку русского языка "Глагол"

Цель учителя на уроке: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Глагол», закрепить навыки использования их на практике.

Цели ученика на уроке: знать теоретические сведения о глаголе как о части речи; уметь применять их на практике.

Задачи:

обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.

Универсальные учебные действия:

осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение для аргументированного выражения собственной точки зрения;

 

регулятивные:

способность к формулированию проблемы ицелеполаганию;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

умение оценивать результат собственной деятельности и собственное продвижение;

коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Тип урока:  закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока:  обобщающий урок

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная

Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии. 

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Организационный момент, приветствие.
Введение в тему. На мультимедийной  доске игра «Зоопарк». Слайд 1.

Я приглашаю вас посетить зоопарк. Но в зоопарке ремонт, зверей вывезли, я буду читать вам, какие действия совершают звери, а вы угадывайте, что за животное их совершает.

Шипит, ползает, извивается.
Хрюкает, чавкает, пачкается.
Блеет, бодается, даёт молоко.
Мяукает, мурлычет, ловит мышей.
Сторожит, лает, кусается.
Кричит, топает, свистит, толкается, плюётся, грубит, дерётся.
как думаете, что это за существо?  Конечно же, такого  нет в природе, и мы с вами не будем стремитьсябыть на него похожими. Скажите, какая часть речи помогла нам вычислить наших животных? Глагол!

 

Глагол. Скажите, это первый или последний урок в теме? – Последний. Давайте попробуем сформулировать цели, которые мы должны достигнуть на сегодняшнем уроке. (слайды 2, 3)

- обобщить знания о глаголе;

    -  привести знания, умения и навыки в систему.

Сделаем вывод:

 

Без глагола бы, друзья,

Скучной жизнь наша была!

Ни читать и ни писать, ни гулять, ни танцевать

Не смогли б ни ты, ни я

Грустен стал и одинок день без действия, дружок!

Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

3. Проверка знаний и умений по теме. Слайды 4-5

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? Несовершенного – что делать.
Переходность глагола определяется сочетанием глагола с формой винительного падежа существительного. Если такое сочетание невозможно, глагол непереходный.
Возвратность глагола определяется наличием суффикса  -ся. Если суффикса –ся нет, значит, глагол невозвратный.
Спряжение глагола зависит от гласной в личных окончаниях. Гласная Е пишется в окончаниях 1 спряжения, а гласная И – в окончаниях 2 спряжения.

( учащимся прямо на слайдах представлены слова, где нужно определить все эти характеристики).

(Вставьте пропущенные буквы, объясните условие выбора орфограммы  в окончании глагола (глаголы в 1 л. мн.ч.).

Пиш…м, дума…м, смотр…м, се…м, вер…м, отвеча…м, рису…м, задерж…м, пол…м, доверя…м.

5. Игра-физминутка.  Слайд 7.  Хлопните в ладоши, если услышите частицу НЕ.

Завести велели мне новые привычки –

Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!

Никогда с братишкой НЕ драться за обедом,

На уроках больше НЕ говорить с соседом.

Я согласен даже НЕ рисовать на карте,

Я согласен даже НЕ танцевать на парте.

Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,

Даже если я и НЕ выучу уроков!

 

6.  Вставьте пропущенные буквы (чередование букв е-и). Слайд 8.

Бл…стеть, бл…стать, выж…гание, наст…лать, расст…лить, зам..рать, отт…рать.

 

7. Вставьте, где нужно Ь.

  Боит…ся волков, вернет…ся домой, хлеб не уродит…ся, мастерством гордят…ся, книга пригодит…ся, хвалят…ся успехом, воды напит…ся.

 

8. Игра « Ромашка».  Слайды 9- 17. На доске цветок ромашки, под каждым лепестком скрыто задание. Дети по желанию выходят к доске и работают по заданиям.

1 лепесток – Запишите предложение, расставьте необходимые знаки препинания, прокомментируйте их постановку, составьте схему.  Выполните морфологический разбор глагола.

Ты позвонишь мне друг сегодня  спросил Митя

2 лепесток -  Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. ч.  от глаголов:  положить, класть, бриться, ехать, лечь.

3 лепесток -  Образуйте формы прошедшего времени муж.и жен. рода от следующих инфинитивов, объясните их произношение:  убежать, начать, класть, послать,принять,  продать.

4 лепесток – Выполните морфологический разбор глагола из предложения:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя…

9. Физкультминутка

5 лепесток - Выполните морфологический разбор глагола из предложения:

Берегите самых родных и близких людей!

6 лепесток – Запишите слова, объясняя правила написания. Найдите лишнее слово, аргументируйте свой ответ:

пишеш…, отвечаеш…, улыбаеш…ся, реж…те, (не)плач…, намаж…те, позвониш…, пряч…ся, печалиш..ся, детский плач…

7 лепесток – Выполните морфемный разбор глаголов: записала, упирался, соберет, угонишь, пролетите, сломаешь.

8 лепесток – Подчеркните грамматические основы, составьте схему прдложения, охарактеризуйте его.

Бобка мой озорной щенок и я его очень люблю.

 

10. Подводятся итоги, комментируются оценки, задаётся домашнее задание.

Дифференцированный д/з. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта  Асена Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.

Жалоба

Дядя прашу тебя, памаги

Твоей племяннице оле,

А то не будет ее ноги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже не смок прачитать.

Попраси его дядя исправить двойку

И паставить мне пять.

Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта Асена Босева) и исправьте их.
Определите, какие орфограммы не усвоила девочка.
 Предложите несколько советов ученице (как, по-вашему, она может исправить столь плачевное положение)

11.  Рефлексия

 

Используемые источники:

1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.  Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русскому язык в школе»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 80 с.

2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» М.М. Разумовская, В.И. Капинос.- М.: Дрофа,2012.

3. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2012.


Просмотров: 142 | Загрузок: 51
Автор: Терлеева Е.А.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar