Конспект и презентация к уроку русского языка "Буквы Ы и И после Ц"

Цель:  изучить орфограмму, показать ее опознавательные признаки;

научить находить и объяснять данную орфограмму;

развивать речь учащихся;

прививать интерес к урокам русского языка.

 

форма урока: игра-детектив

оформление: презентация, карточки для индивидуальной работы, правило-шифровка.

 

Ход урока.

I.  Организационно-психологический момент.

- Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.

 

II. Проверка домашнего задания. Словарная диктовка.

( один ученик  диктует свои слова, другой – записывает и объясняет)

 

III. 1. Введение в урок

- Сегодня, ребята,  вы будете  сыщиками. Чтобы убедиться в том, что вы годитесь на эту роль, хочу вас проверить. Когда я шла на урок, меня встретил почтальон и передал шифровки. Кто попробует их расшифровать?

( шифровки:

Это правило работает в корне слова. Чередуется пара гласных О-А. Их написание зависит от букв С,Щ или СТ. Какое правило зашифровано? Приведи примеры.
Это правило действует в корне. Его нельзя написать правильно, если не обращать внимания на буквы Г и Ж на конце корня. Что это за правило? Приведи примеры.)

 

- Молодцы, вижу, вы справились. Нам предстоит провести следствие по делу и вынести приговор буквам Ы и И за их хулиганское отношение к букве Ц. Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из соседок ей нужно стоять: с И или Ы.

- Итак, следствие начинается... Я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с этим делом.

(дети читают правило в учебнике)

- Что же удалось выяснить?

( отвечают правило 4-5 человек)

 

2. - Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа слова, связанные с нашим делом (с нашей орфограммой).

( 2 ученика у доски)

- Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась полиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы.

   Вы верите мне? Ну и молодцы!

(проверка работ- 2 человека)

 

Пока идет проверка, остальные производят фонетический разбор слова ЦИРК

 

3.Словарно-этимологическая работа

- Чтобы стать настоящим сыщиком нужна строгая дисциплина. Это словарное слово. Запишите его. Слово пришло в русский язык из латинского, где «дисцэрэ»  обозначает «учиться», «ципулюс» - «ученик».

Сначала это слово  обозначало - «наука», «обучение», позже – «строгий порядок».

- Составьте предложение с этим словом.

(лучшее записать на доске)

- Разобрать предложение синтаксически.

 

4. Индивидуальная работа.

(во время синтаксического разбора 3 слабых ученика работают по карточкам)

 

5. Работа с деформированным текстом

- Вновь вы самостоятельно изучаете материалы дела. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Кто первый выполнит – объяснит орфограммы.

Мелькнул купол городского ц..рка. Сверкнули  панц..ри воинов. Нильсон уц..пился за камень и встал на ц..почки, чтобы посмотреть, не уц..лело ли что-нибудь.

   -Все ли слова в этом упражнении объясняются нашим правилом?

 

6. Пока выполняется задание 5:

- 2 слабых ученика  работают по  карточкам;

- 3 сильных выполняют творческое задание.

(проверка)

 

7. Работа по учебнику -  упр.435

- Выписать слова, которые не соответствуют орфограмме «Буквы И-Ы после Ц». Обоснуйте выбор.

 

IV. Рефлексия.

- Дело рассмотрено, материалы изучены. Вынесем приговор: когда же надо писать И, а когда Ы после Ц?

- Приговор вынесен и обжалованию не подлежит. Так тому и быть.

 

-Ребята, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который соответствует вашему  настроению сейчас..

 

V. Домашнее задание

1. Кому не хочется перетруждаться – упр. 434(II часть)

2. Кто любит необычное, хочет быть человеком творческим – написать сказку о приключениях букв  И, Ы и Ц.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАВИЛО-ШИФРОВКА №1

Это правило работает в корне слова. Чередуется пара гласных О-А. Их написание зависит от букв С,Щ или СТ. Какое правило зашифровано? Приведи примеры.

 

ПРАВИЛО-ШИФРОВКА №2

Это правило действует в корне. Его нельзя написать правильно, если не обращать внимания на буквы Г и Ж на конце корня. Что это за правило? Приведи примеры


Просмотров: 136 | Загрузок: 46
Автор: Мосейчук Е.А.
Теги: Корень слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar