Конспект и презентация к уроку русского языка "Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных"

Цели:

уч-ся должны быть познакомлены с правилом правописания букв  о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных;
уч-ся должны научиться правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
уч-ся должны уметь находить орфограммы-буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать писать слова с данными орфограммами.

Оборудование: карточки, презентация.

 

Ход урока.

Синтаксические минутки.

 

Сегодняшний урок начнем с синтаксических минуток. На доске записаны два варианта заданий. Двое уч-ся будут работать у доски, остальные выбирают задания любого варианта и выполняют его в тетради.

 

вариант

вариант

Подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы.

Составьте предложения по данным схемам.

«Что строится напротив вашего дома?» - полюбопытствовал Ваня.

1.[ ], и [ ].

Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки зимы.

2.[ ]: «[ ]».

 

Словарная работа.

 

А сейчас мы должны познакомиться с новым словарным словом. Его вам нужно узнать,произведя некоторые действия.

Итак, в слове бей замените букву, обозначающую согласный звонкий, мягкий звук, на букву, обозначающую звук, парный ему по глухости-звонкости, и вы узнаете первую часть слова.

Вторая часть – предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.

Третья часть – орфограмма в слове рубеж.

 

- Назовите словарное слово. (Пейзаж).

- Каково лексическое значение данного слова?

 

 

- Выполните следующие задания:

 

1 вариант

2 вариант

Подберите к слову пейзаж 2-3 однокоренных слова.

Составьте со словом пейзаж 2-3 словосочетания или 1 предложение.

 

 

Усвоение материала.

1.Мобилизующий этап.

На доске написаны слова: 

                         шёпот                                                               врачом

  жёлудь                                                         полотенцем

                         жонглёр                                                           тучей

                         шофёр                                                              моржом

-Прочитайте написанные на доске слова.

- Найдите в них общее.

- Выделите в этих словах морфемы, в которых находятся гласные

после шипящих и ц.

- Скажите, что такое корень? Окончание?

- Назовите уже известную вам орфограмму в этих словах.

- Установите, с написанием каких гласных, после каких согласных и в какой морфеме мы не знакомились.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запись темы: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цели урока:

Цели урока:

1)познакомиться с …

2)учиться …

 

2.Рассуждение-поиск.

На доске написаны слова:

                     врачом                                   товарищем

                     дворцом                                 полотенцем

                     межой                                    задачей

                     борцов                                   горцев

- Прочитайте слова в первом столбике, во втором.

- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?

- После каких согласных стоят эти буквы?

- Определите ударение в словах.

- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

3.Работа по учебнику.

а) Чтение правила (стр.221).

б) Обозначение орфограммы.

 

IV.   Тренировочные упражнения.

Объяснительный диктант (на доске и в тетрадях).

Крышей, рощей, мячом, улицей, удачей, ключом, дворцов, калачом, моржом, морозцем, плющом, задачей, грушей.

 

Работа по вариантам (карточки) с последующей проверкой.

Составить  словосочетания и обозначить орфограмму.

1 вариант.2 вариант.

 

Самостоятельная работа.

1 группа* (слабые уч-ся) – упр. 556.

2 группа ** (сильные уч-ся) – работа по карточке.

Карточка.

Задание: в левый столбик выпишите слова с орфограммой в корне (№ 14) , а в правый – с орфограммой в окончании (№18). Орфограммы обозначьте.

 

1.Тяж…лый ком снега обрушился на крышу гнезда.

2. Между белыми ш…лковистыми лепестками виднеются ж…лтые тычинки.

3. Пять грач…й летели за одним ястребом.

4.  Наступила пора готовить квартиры для скворц…в.

5. Один из косач…й повернул голову.

6. Ветер шуршит камыш…м.

7. Спелый ж…лудь висел на ветке.

8. Ш…колад, купленный мамой, был вкусный.

9. Над старинной пожарной каланч…й летали галки.

10. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.

 

 

V. Итог урока.

- С каким правилом сегодня познакомились?

- Расскажите его, приведите примеры.

 

Домашнее задание:  контрольные вопросы (стр.223), упр.560 (подготовиться к диктанту).


Просмотров: 156 | Загрузок: 53
Автор: Хренова Т.В.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar