Цели урока: Оборудование урока: 2)таблица «Алфавит русского языка»; Ход урока Оргмомент. Запись темы урока. Учитель объявляет тему и цели урока. Слайд №1 2. Проверка домашнего задания: Каждый человек рождён для того, чтобы приносить пользу Родине. Я люблю свой родной край и горжусь им. Учитель «делит» детей на «визуалов» и «аудиалов». «Визуалам» даёт карточку с заданием. 3. Объяснение нового материала. Дети делятся на группы по Зодиакальным Созвездиям.
Словарно – орфографическая работа. Запись слов с объяснением значения каждого. Выходят по очереди представители каждого Зодиакального Созвездия. Трудолюбивый, дисциплинированный, ответственный, бескорыстный, добродушный, гостеприимный, радушный… Учитель: -Вы, ребята, должны стремиться обладать такими качествами характера. Расположите данные слова по алфавиту. Сколько в них гласных и сколько согласных звуков? Слайд №2 -Алфавит – альфа+ вита (греч) – название первых букв греческого алфавита. 2. История русского алфавита 1 ученик: «более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы». 2 ученик: «В 863 году просвещённые братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства. Легенда говорит о том, что Константин сперва не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно». 3 ученик: «И тогда византийский царь Михаил поручил братьям составить грамоту славянам. Так братья – проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее, в Болгарии, ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Константина – Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро… Учитель : Чтение стихотворения Н. Кончаловской В старину учились дети,- 3. Работа с таблицей «Алфавит» -Чем отличаются гласные от согласных звуков? Слайд №3 4. Сказка «Кому живется лучше?» Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились. – Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто? – А я гласный. Как ты поживаешь? Согласный отвечает: – Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты? Гласный восклицает: – Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное? Согласный с унынием в голосе отвечает: – Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты? Гласный восторженно: – Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так: – Я и песня нерасторжимы. Слайд №4 Согласный: – Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен! Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Закрепление изученного: Кто главнее? Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные? Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится? - - и - а - а - а - - а - - - о - а - - - а - и - а Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные: Слайд №5 к н - г - к - р - нд - ш шк - л - стр - н - ц - А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете? (Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.) 2. Отгадай мультфильмы Слайд №6 Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы Р - с - л - чк - Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ - Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н - Н -, п - г - д - ! Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных? 3. Фронтальный опрос учащихся - каждое «Зодиакальное Созвездие»: - В алфавитном порядке расположены сведения в справочниках. Представьте себе, что вы хотите получить сведения о разных странах и приобрели справочник «Страны мира». Пользуясь алфавитом, ответьте на вопросы: - По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе список ваших фамилий в классном журнале. Составьте список своего «Зодиакального Созвездия». Если фамилии начинаются с одинаковой буквы, необходимо учитывать вторую, третью и т.д. буквы. 4. Выполнение теста. Слайд №7-8 I вариант: II вариант: Тест можно проверить на уроке. 5. Итоги урока Слайд №9
6. Выставление оценок с комментариями учителя. Каждому ученику учитель дарит маленькую звёздочку со словами благодарности. 7. Домашнее задание: Слайд №10 Написать творческую работу – сочинение-миниатюру о любых буквах алфавита.
Похожие образовательные материалы: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|