Конспект и презентация для подготовки к сочинению по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Задачи урока: закрепить понятие «описание картины», «описание предмета»; закрепить  понятие «натюрморт»; развивать речь учащихся; подготовить учащихся  к описанию картины.

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

Ход урока

I Орг.момент.

II.1) Словарно-стилистическая разминка.

Бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная; голубоватый, серебристый   (оттенок);   тяжелые,  крупные,   пышные   гроздья;   зеленые   с  тоненькими прожилками листья;  ароматная,  нежная,  очаровательная,  влажная, чудесная,   прекрасная;   наслаждаться,   любоваться,   восхищаться;  натюрморт.

2) Работа со словарем

- По толковому словарю найти лексическое значение слова

 

ЛИЛОВЫЙ -, ая, ое, лов, лова [нем. lilа, фр. lilas < араб. līlвk сирень]. Цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый. (слайд 1)

 

- Что такое натюрморт?

(НАТЮРМОРТ (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве)- (слайд 2)

- Скажите, а какое растение можно было бы описать с помощью тех слов и словосочетаний, которые мы записали?

(Сирень – слайд3)

Сколько свежести в ветви тяжелой,

Как стараются важные пчелы,

Допотопная блещет краса!

Но вглядись в эти вспышки и блестки:

Здесь уже побывал Кончаловский,

Трогал кисти и щурил глаза.

                           Кушнер А.С.

 

III. а) Рассказ о художнике

    - Фамилия Кончаловского  не случайно прозвучала в стихотворении Кушнера. Сегодня мы попробуем описать именно его картину «Сирень». Запишите тему урока. (слайд 4)

(слайд 5-6) КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).

     П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

     Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца"

 б) Сирень в литературе.

- Прекрасная, душистая сирень воспета многими писателями и поэтами, художниками и композиторами.

- Если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень

Послушайте,  как писатель А.И.Куприн передает свои чувства  при виде сирени в рассказе «В зеленом домике отца».

«Цветы сирени…фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке…

Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.

…Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве».

 

- А вот так описывают сирень Всеволод Рождественский Чтение стихотворения Вс. Рождественского «Сирень» (уч-ся наизусть)

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего?

(Восхищение, любование).

Так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.

 

в) Беседа по картине «Сирень». (слайд 7)

- Рассмотрите картину, обратите внимание на обилие цветов.  Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

(Лиловая, светло-фиолетовая, темно-красная, белая, розовая. Вверху- темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки.)

- Тщательно ли вырисовывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?

(нет)

- Почему?

(художник стремится передать свое впечатление от  букета, поэтому и не выписывает детали)

- Какие определения помогут описать гроздья сирени?

(тяжелые, крупные, роскошные кисти)

- А с чем можно сравнить кисти сирени?

(Как гроздья винограда, цветочки-звездочки).

- Подберите прилагательные к слову «букет»

(свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой)

- Какими словами можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому?

(изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, прекрасная, превосходная, роскошная, замечательная)

- Опишите, в чем стоит сирень.

(Плетеная из ивовых прутьев корзина).

- На каком фоне изображена сирень?

(Фон: темно- зеленый с серо- коричневым и желтоватым оттенком).

(щелчок -  романс С.Рахманинова «Сирень»)

- Вы слышите пьесу «Сирень» композитора Сергея Рахманинова. Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

(Музыка открывает людям глаза на красоту природы, композитор передает свои  чувства:  восхищение, любовь к сирени. Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат, легкие шелест ветвей.)

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им)

- Сам художник о своей картине сказал так: «В букете все живет, цветет и радуется» (слайд 8)

г) Составление плана сочинения (слайд 9)

1. П.П.Кончаловский – художник, очень любивший цветы.

2. Описание натюрморта "Сирень в корзине":

Свежие нежные грозди сирени.
Цвета и оттенки сирени.
Корзина, в которой стоит сирень.

                     3.Настроение.

 

д) - А сейчас вам предстоит на основе подобранной лексики написать вступление  и заключение по вариантам. (слайд 10)

 

1 вариант

Вступление.

на картине

передо мной

удивительная картина

мастер натюрморта

радость жизни

много картин

любимые цветы

 

2 вариант

Заключение

натюрморт

прекрасный букет

впечатление

становится тепло и светло на душе

восторг

любовь к природе

«В этом букете все цветет, живет и радуется»

 

е) Написание и проверка сочинения

Домашнее задание:

1 урок - дописать и проверить работу.

2 урок – повторить правила.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

А.И.Куприн. «В зеленом домике отца».

«Цветы сирени…фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке…

Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.

…Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве».

Всеволод Рождественский «Сирень»

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.


Просмотров: 201 | Загрузок: 51
Автор: Мосейчук Е.А.
Теги: описание картины
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar