Конспект и презентации к уроку русского языка "Графика. Алфавит"

Цель урока:

1. Помочь учащимся  осознать различие между буквами и звуками, повторить правильное название букв русского алфавита, познакомить с историей создания азбуки, дать представление о каллиграфии.

  2.Развить навыки  логического мышления,    сообразительности.

  3.Способствовать развитию интереса к русскому языку, культуре, формированию красивого почерка.

                                Ход урока.

1.Беседа по вопросам на повторение.

-Какой раздел науки о языке мы изучаем?

              (Фонетика)

-Каково происхождение этого слова?

-Что изучает фонетика?

-Какие бывают звуки?

(Слайд 1)

-Подумайте,   какие  слова-термины здесь указаны? 

                                                       (Слайд 2)

                                                                                                                                      

-Какие звуки они характеризуют?

-В чем  особенность букв е, е, ю, я?

(Слайд 3)

                                                  -Расшифруйте слова и объедините их в пары.

                                                  -Какие звуки они характеризуют?

                                                  (Слайд 4) 

-Расскажите  о непарных согласных.

(Слайд 5)

2.Работа с предложением. Запишите предложение, выделите грамматическую основу, объясните знаки препинания.

Шепот, робкое дыханье,

 Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

                          А.А.Фет.

 

-В чем необычность этого предложения? (В нем нет сказуемого)

 -Что описывает автор в этом стихотворении?   (Различные звуки)

 

3.Прослушаем аудиозапись пения соловья.                   

-Как вы думаете, почему пение  соловья называется трелями?

(В слове отражаются переливы звуков)

Трель – переливчатый дрожащий звук

от быстрого  повторного чередования двух

соседних тонов…

         (Толковый словарь Ушакова)

-Какие приемы звукописи используются в стихотворении?

(Ассонанс, аллитерация – повторение терминов)

4.Переход к новой теме.

-Мы живем в мире звуков, и люди научились записывать то, что слышат,

 при помощи букв.

-Как давно  и в каких древних государствах появилась письменность?

(Более пяти тысяч лет назад в Египте и Финикии).

5.Сообщение новой темы. Графика. Чтение параграфа 56.

-Что обозначают слова графика, каллиграфия?

Запишите эти слова, подчеркните орфограммы.

-Где мы можем увидеть все буквы, расположенные по порядку?

(В алфавите.)

 

6. Запись темы.  Алфавит. Чтение параграфа 57.

-Где размещают слова в алфавитном порядке?

(В словарях, классных журналах и т.д.)

 

7.Физкультминутка. Постарайтесь быстро построиться  в шеренгу

по алфавиту на основе фамилий.

 

8.Закрепление темы.

- Прочитайте самостоятельно алфавит и постарайтесь запомнить названия букв. Закройте алфавит тетрадью и  назовите буквы в алфавитном порядке, используя таблицу.

-Почему в русском языке существует два слова алфавит и азбука?

-Прочитайте и перескажите текст упражнения 292.

-Кто является создателем русской азбуки?

9.Показ слайдов «Кирилл и Мефодий».

10.Знакомство со старославянской  азбукой.

11  Просмотр слайдов «Буквицы славянские».

                                                                                                                               

11. Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вам понравились больше всего?

-Что у вас вызвало затруднение?

12. Домашнее задание: Параграф 56,57, N293(п),292(у).

     Нарисовать буквицу (по желанию)


Просмотров: 294 | Загрузок: 71
Автор: Полатовская С.Ю.
Теги: Алфавит
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar