Конспект и презентации к уроку русского языка «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Данная тема – «Буквы Е-И в корнях с чередованием»- изучается в разделе «Морфология». На изучение темы отводится 3 часа, данный урок является заключительным.

Методическая цель урока:

Показать эффективное использование репродуктивного метода при закреплении правописания букв и-е в корнях на чередование.

Учебные цели:

1.Закрепить условия выбора орфограммы на практике, умения использования алгоритма действий.

2. Отработать навыки применения правила на практике при выполнении коллективной, индивидуальной, самостоятельной работы.

 

Развивающие цели:

Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, быстро ориентироваться в выборе правильного ответа, высказывать и доказывать свои мысли.

Воспитательные цели:

Воспитывать трудолюбие, корректное отношение друг к другу, бережное отношение к слову, прививать интерес к предмету, любовь к родному языку.

Внутрипредметные связи:

Урок тесно связан с морфологией, морфемикой. Знания состава слова, умения находить корень и суффикс  в глаголе помогут сделать правильный выбор в написании буквы е-и в слове.

Межпредметные связи:

Материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой.

Виды и методы обучения, используемые на уроке, разнообразны и связаны с целями, поставленными в начале урока:

-репродуктивный и словесный методы позволяют выяснить степень усвоения материала и активизировать работу;

-практический-  использован при самостоятельной работе и при выполнении разнообразных заданий;

-поисковый- в нахождении орфограммы, выделении ее, в определении членов предложения.

Данные методы позволяют реализовать цели урока.

 

                   ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

 

Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием».

Цели:

Методическая цель урока:

Показать эффективное использование репродуктивного метода при закреплении правописания букв и-е в корнях на чередование.

Учебные цели:

1.Закрепить условия выбора орфограммы на практике, умения использования алгоритма действий.

2. Отработать навыки применения правила на практике при выполнении коллективной, индивидуальной, самостоятельной работы.

Развивающие цели:

Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, быстро ориентироваться в выборе правильного ответа, высказывать и доказывать свои мысли.

Воспитательные цели:

Воспитывать трудолюбие, корректное отношение друг к другу, бережное отношение к слову, прививать интерес к предмету, любовь к родному языку.

Материальное обеспечение урока: учебник, тетради, интерактивная доска, компьютер, карточки-буквы, схема-алгоритм правила, карточки-задания.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Организационный момент. Проверка готовности суворовцев к уроку.

Объявление темы и целей урока.

Основная часть.

1.Повторение.

А) опрос теории с помощью "Игры-опроса"(презентация)

 

Б)проверка самоподготовки: словарного диктанта на о-а, и-е в словах на чередование корней.

 

В)Орфографическая разминка (текст напечатан на интерактивной доске):

Русский язык не так уж прост!

Как разб..раться в нем?

Вот сложный вопрос!

Нас в словах ты напиши

И на суффикс погляди!

 

Соб..ру, но соб..рал,

Зам..реть, но зам..рал,

Зат..реть, но зат..рал,

Зап..реть, но зап..рал,

Расст..лить, но расст..лал,

Разж..чь, но разж..гал,

Забл..стеть, но забл..стал,

Выд..ру, но выд..рал.

 

2.Отработка орфографических навыков.

А) Игра “Составь предложение”.

Возьмите обстоятельство из предложения “За селом далеко тянется огромный лес"

Сказуемое из предложения "За лесом расстилается бабушкино село".

Определение из предложения "Гладкое покрывало лежало на кровати".

Подлежащее из предложения "У меня в кармане лежало зеркало".

Дополнение из предложения "На берегу озера росли камыши".

 

Б)Морфемный разбор "расстилается" с объяснением орфограмм.

 

В) Найти слова на чередование гласных, графически объяснить. Текст выведен на интерактивную доску.

1.Лучи к..снулись края леса.

2.По бл..стящему озеру проб..ралась рябь от зар..слей водор..слей.

3.Над рощей разж..гало пламя утреннее  солнце.

 

Г) Одновременно выполняется задание "Собери пословицу".

1)зима, собирает, а, поедает, лето.

 

2)что, соберёшь, на, столе, зимой, то, летом, найдёшь.

Запишите пословицы, объясните их смысл. Какую роль играет труд в жизни человека?

Найдите видовые пары глаголов, разберите их по составу и объясните орфограммы.

 Д)Индивидуальные карточки успешным ученикам. Вставить орфограммы и объяснить графически условие выбора.

Ср..статься              к..снусь

отр..сль                    изл..жение

возл..гать                выр..с

к..сательная            изб..ратель

заб..ру                     зап..реть

ст..рать                    ум..рать

зад..рать                 раст..рать

 

Физминутка.

 

Д) "Магический " квадрат. Записать в квадрат только чередующуюся гласную.

 

1Выдирать,2 приберу, 3отпереть, 4вытер, 5натирать,6расстилает, 7блестящий, 8зажечь, 9зажигательный, 10отмирают,

11блистательный, 12заблестеть, 13выжигать,14взберешься, 15взбираться,16продираешься, 17отпираешь, 18расстелю, 19выжег, 20стираем,

21отдирает, 22натереть, 23разберешься, 24уберет, 25выпирает.

 

Е) Упражнение 656: распределить слова с орфограммами на 2 группы: с (1)чередующейся гласной и с (2)безударной проверяемой.

1.Берется, отложил, вырастишь, сдерет, положил, бери, задирает, запирает.

2.Удается(удастся), жестко(жесть).

 

3.Закрепление.

А) Игра "Третий лишний" (презентация)

 

Б) Буквенный диктант.

 

Расстилается, заберу, положение, разлагать, затереть, прижигать, р..стение, замереть.

 

4.Подведение итогов.

 

В) Вставить буквы в слова:

 

Не пугают слова: уд..ру- уд..раю,

Ст..лю- расст..лать, разд..ру- разд..раю. Теперь правило на "пять" я знаю,

А русский язык люблю и уважаю!

 

4. Рефлексия.

Больше всего мне понравилось________

Сегодня я понял_____________________

Научился________________________

 

5. Самоподготовка.

Разноуровневые карточки.

 Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы: соб_ру, пост_лить , раст_реть,  нат_раю, сд_ру , бл_стеть,  забл_стать,  уб_ру,  выт_раю, нат_реть,  выт_реть,  зап_раю, зад_раю , разб_раю,  расст_лаю,  выд_ру,

изб_рать,  приб_рет, заб_раю,  заб_ру,  подб_раю,  бл_стящий,  бл_стающий , ум_рать, зам_реть,  соб_ратель. 

 

 Карточка № 2

Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

Слова для выбора:

Соб_ру к_нструктор, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на солнце, выб_раю каюту, выт_реть п_тно, изб_рательный подход, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем.


Просмотров: 325 | Загрузок: 64
Автор: Ковальская О.И.
Теги: Корень слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar