Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию по математике "Тропа семи испытаний"

Цель: способствование  проявлению творческих умений,  познавательного интереса учащихся

Задачи:

образовательные: учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития;
воспитательные: формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения;
развивающие:  в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Используемые технологии: развивающее обучение,  ИКТ,  игровая технология

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, рисунки грибов, мяч, 2 набора  карточек (цифры от 0 до 9), два набора карточек  (числа от 1 до 20), карточки с числами (десятичные дроби, обыкновенные дроби, натуральные числа), раздаточный материал (тексты задач),  презентация по теме «Харчевня «Три поросенка», презентация по теме «Заколдованный лес», презентация по теме «В каморке у папы Карло»,  жетоны, маршрутные листы, наградной материал, оформление  «остановок»

План мероприятия:

Построение участников игры – путешествия
Знакомство с правилами и критериями оценки
Вручение маршрутных листов
Игра – путешествие «Тропа семи испытаний»

Харчевня «Три поросёнка»
Тупик нечистой силы
Заколдованный лес
В некотором царстве, в некотором государстве …
Волшебная лавка
Город Мастеров
В каморке у папы Карло

Построение участников игры – путешествия для подведения итогов

 

Ход мероприятия

Построение участников игры – путешествия
Знакомство с правилами и критериями оценки
Вручение маршрутных листов
Игра – путешествие «Тропа семи испытаний»

Харчевня «Три поросёнка»

(В презентации «Харчевня «Три поросенка» на 4 – 7 слайдах использован технологический прием «Анимированная сорбонка». На 8 слайдеанимированный кроссворд разгадывается следующим образом: кликаем на цифру, появляетсявопрос; кликаем на текст вопроса появляетсяответ и исчезаетвопрос. Для проверки главного слова необходимо кликнуть на смайлик).Слайд 1, 2

Меню:

     1. Салаты: закуска грибная

     2. Первые блюда: суп из математических смекалок

     3. Вторые блюда: гарнир – кроссворд «И в шутку, и всерьёз»

                                              Повара: три поросенка

Закуска грибная (в кабинете спрятаны нарисованные грибы, на которых записаны загадки с числами: надо найти грибы и отгадать загадки)     Слайд 3

Где берёзки да дубы

Летом выросли  грибы.

Тут -  волнушки и опята,

Там -  лисички и маслята.

Под сосной -  боровики,

Так им рады грибники   (М. Абина)

Загадки:     Слайд 4

Какое животное имеет два носа? (носорог: один – на теле, другой – в  названии);
Два брата купаются, а третий насмехается (два ведра и коромысло);
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (двенадцать месяцев);
Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели);
Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по четыре птицы (год);
Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина);
Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх (всадник на коне);
Два раза родится, а один раз умирает (птица);
Сто один брат и все в один ряд вместе связаны стоят (изгородь);
Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Считает наш век, а не человек (часы);
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу (стол, стул)

 

Суп из математических смекалок

В харчевню пришли 11 человек и потребовали подать им по рыбине. К сожалению, у хозяина оказалось всего 3 небольшие рыбины. Тем не менее, хозяин не желал упустить случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он обещал гостям подать на стол 11. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяин харчевни исполнил свое обещание?

     (Положил рыбу на тарелку так: ХI)

На улице в 11 часов вечера идет дождь. Можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечная погода?

(Нет, так как будет ночь)

В корзине лежат четыре яблока. Можно ли эти яблоки поделить поровну между четырьмя братьями так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? Резать яблоки не разрешается.                                                                  (Да, одному из них надо дать яблоко в корзине)

 

Гарнир – кроссворд «И в шутку, и всерьёз»

 

По горизонтали:

1. ?.

2. Арифметическое действие.

3. Ученый – математик.

4. Самая нелюбимая оценка ученика.

5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны.

6. Геометрическая фигура, которая дружит с солнцем.

По вертикали:

7. Равенство, содержащее переменную.

8. Проверка учеников на выживание.

9. Учебник, напичканный задачками.

10. Забор для математических действий.

 

Тупик нечистой силы   

Ребят встречают Баба Яга, Леший, Кикимора. Грозят дальше не пропустить, если не развлекут их. Предлагают поиграть с ними в игры.

«Каждое число свое место любит»

У каждого играющего (любое количество) набор карточек, на которых написаны числа от 1 до 20. Ведущие перемешивают карточки. По сигналу участники начинают раскладывать их по порядку. Выигрывает тот, кто выполнит задание первым.

«Таблица умножения»

У каждого играющего (любое количество или команды) набор карточек, на которых написаны цифры (от 0 до 9). Ведущий называет табличный случай умножения. Например, 9 ∙ 6. Балл зарабатываеттот участник, который первым покажет результат умножения. Игра проводится несколько раз. Выигрывает участник, набравший большее количество баллов.

«Молекулы»

Участники изображают движение молекул. По команде ведущего: «Молекула – 3» («Молекула – 5», «Молекула – 7» и т.д.) игроки разбиваются в группы по 3 (5, 7 и т.д.) человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. По команде: «Молекула свободна» участники изображают свободное движение. Далее ведущий продолжает менять количество молекул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется минимум игроков, которые и объявятся победителями.

Игру можно усложнить:

- молекулы двигаются с закрытыми глазами;

- проигравшие не покидают площадку, а просто стоят на месте. Получается, что они мешают играющим.

 

«Не скажу»

Ученики по порядку называют числа. Вместо чисел, которые делятся на 3, говорят: «Не скажу». Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

«Собери числа»

В помещении, в котором проводится игра, разбросанылисточки с числами (десятичные дроби, обыкновенные дроби, натуральные числа).Задание играющим (несколько человек или группы): по команде распределить числа. Один собирает только натуральные числа, другой – десятичные дроби и т.д.

«Назови число»

Играющие становятся в круг. Ведущий с мячом в руках внутри круга. Он бросаете мяч то одному, то другому участнику игры, а те возвращают его обратно. Бросая мяч, ведущий называете какое-либо число, например 25, играющий должен назвать смежные числа – 24 и 26. Можно поставить условие, что сначала должно быть названо меньшее число, а потом большее.

Игру можно усложнить. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного вами числа единицу, а потом прибавить к нему разность. Например, вы назвали число 25. Играющий сначала отнимает от него единицу (25-1=24), потом прибавляет 24 (25+24=49) и называет число 49.

«Третий лишний»

Игроки становятся по кругу парами друг за другом лицом к центру. Расстояние одной пары от другой 1 – 2м. Назначаются двое водящих, которые занимают место за кругом. Один убегает, другой догоняет. Убегающий встает впереди любой пары, сзади стоящий в этой паре игрок (он оказывается «третьим лишним» ) быстро убегает. Если догоняющий осалит убегающего, то сам теперь убегает и может встать впереди любой пары. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

 

Заколдованный лес

Старичок – лесовичок: «Так вышло, что именно вы оказались в заколдованном лесу. Чтобы вернуться домой, вам нужно с леса снять чары злой волшебницы. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы математической викторины».Слайд 1, 2 (Презентация «Заколдованный лес»)

Вопросы викторины

Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше, чем 3, но меньше, чем 4?

(плюс; запятую; деление)Слайд 3

7 рыбаков съели 7 судаков за 7 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?

(7 дней; 10 дней; 1 день)Слайд 4

Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, при условии, что цифры не повторяются?

(3; 6; 5)Слайд 5

От какого слова происходит название цифры «Нуль»?

(мало; недостаточно; пусто)Слайд 6

Как правильно пишется слово «_д_ница»?

(еденица; идиница; единица)Слайд 7

Число, которое не относится ни к простым, ни к составным?

(3; 1; 2)Слайд 8

Кто автор первого русского учебника математики?
Площадь квадрата равна 196 см2. Чему равна длина стороны?

(49 см; 98 см; 14 см)Слайд 10

Числа, которые употребляются при счете предметов

(целые; рациональные; натуральные)Слайд 11

 

В некотором царстве, в некотором государстве …

Перед гостями появляется царевна Несмеяна со свитой. Царевна Несмеяна грустит, нянька причитает: «Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбается, никогда не смеется, словно сердце ее ничему не радуется. Помогите, гости дорогие! Развеселите царевну нашу» (задание: спеть песни, частушки, в тексте которых встречаются числа).

 

Волшебная лавка

Волшебник предлагает решить задачи разного уровня сложности. Ребята, решив задачи, смогут получить 1 жетон, 3 жетона, 5 жетонов.  Уровень сложности выбирают сами. Решают либо по одному, либо группами, либо все вместе.

5 класс

1 жетон

Задача №1. Три поросенка построили три домика: из соломы, из прутьев и из камней. Каждый из них получил один домик:  Ниф-Ниф – не из камей и не из прутьев; Нуф-Нуф – не из камней. Объясните, какой домик достался Наф-Нафу?

Ответ: Наф-Нафу достался домик из камней.

Задача №2. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович вступили в бой с несколькими великанами. Получив по три удара богатырскими палицами, великаны обратились в бегство. Больше всего нанес ударов Илья Муромец: 7, меньше всего - Алеша Попович: 3. Сколько всего было великанов?

Ответ: 5 великанов.

Задача №3. Малыш может съесть 100 граммов варенья за 6 минут, а Карлсон – в два раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

Ответ: 2 минуты

 

3 жетона

Задача №1. У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят?

Ответ: 5 щенят и 12 утят.

Задача №2. Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание будет продолжаться 100 часов. Назови день и час его возвращения в порт.

Решение. В сутках 24 часа, поэтому 100 ч = 4 ∙ 24 ч + 4 ч = 4 сут + 4 ч. Поэтому парусник вернется в пятницу в 16 ч.

Ответ: пятница, 16 ч.

Задача №3. Вычислите: 101101 ∙ 999 – 101 ∙ 999999.

Решение. 101101 ∙ 999 – 101 ∙ 999999 = 101 ∙ 1001 ∙ 999 – 101 ∙ 999 ∙ 1001 = 0.

Ответ: 0

5 жетонов

Задача №1. Даны числа от 1 до 9. Расставьте их в кружки так, чтобы сумма трех чисел вдоль каждой линии была равна 15. Какое число должно быть в центре?

 

Задача №2. Как с помощью семилитрового ведра и трехлитровой банки налить в кастрюлю ровно 5 литров воды?

Решение. С помощью трехлитровой банки нальем 6 л воды в ведро.

Еще раз нальем 3 л воды в банку и наполним семилитровое ведро доверху. Тогда в банке останется 2 л воды, которую выльем в кастрюлю. Добавим к ним 3 л воды с помощью банки, получим всего

5 л воды. Возможны и другие варианты решения.

Задача №3. Найдите сумму: 1 + 2 + 3 + … + 111.

Решение. Напишем искомую сумму дважды:

= 1 + 2 + 3 + … + 109 + 110 + 111,
= 111 + 110 + 109 + … +3 + 2 + 1.

Сложим поочленно:

S = (1 + 111) + (2 + 110) + … + (110 + 2) + (111 + 1) = 112 ∙ 111.

Тогда S = 112 ∙ 111 : 2 = 6216.

Ответ: 6216.

 

6 класс

1 жетон

Задача №1. В записи 1*2*3*4*5 замените «*» знаками действий и расставьте скобки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 100.

Ответ: 1 ∙ (2 + 3) ∙ 4 ∙ 5 = 100.

Задача №2. Пришел Иван-царевич в подземелье к Кощею Бессмертному Василису Прекрасную освобождать. В подземелье три темницы. В одной из них томится Василиса, в другой расположился Змей Горыныч, а третья темница – пустая. На дверях есть надписи, но они все ложные. На первой темнице написано: « Здесь Василиса Прекрасная»; на второй темнице: « Темница №3 не пустая»; на третьей темнице написано: « Здесь Змей Горыныч». В какой же темнице Василиса?

Ответ: Василиса Прекрасная не может быть в первой темнице, значит она во второй или третьей. Так как темница 3 – пустая, то Василиса Прекрасная будет во второй темнице.

Задача №3. Даны числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Расставьте их так, чтобы сумма их на каждой стороне треугольника была равна 20.

 

3 жетона

Задача №1. Лошадь может съесть воз сена за 1 месяц, коза – за 2 месяца, а овца – за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца съедят такой же воз сена?

Решение. За один год лошадь съест 12 возов сена, коза – 6, а овца – 4 воза сена. Всего за год они вместе съедят 22 воза сена. Тогда один воз сена они съедят все вместе за 12 : 22 = 6/11 (месяца).

Ответ: 6/11 месяца.

Задача №2. Как, имея два сосуда вместимостью 5 л и 7 л, налить из водопроводного крана 6 л?

Решение. Наполняем семилитровый сосуд, переливаем из него 5 л в пятилитровый, затем 5 л выливаем, а оставшиеся 2 л в семилитровом сосуде выливаем вновь в пятилитровый сосуд.

Снова наполняем семилитровый сосуд, отливаем из него 3 л в пятилитровый сосуд. Тогда в семилитровом остается 4 л.

Выливаем все из пятилитрового сосуда и выливаем в него 4 л из семилитрового сосуда.

Наполняем вновь семилитровый сосуд, отливаем из него 1 л в пятилитровый сосуд. Таким образом, в семилитровом сосуде получаем 6 л.

Задача №3. На школьной викторине участникам предложили 20 вопросов. За правильный ответ ученику ставилось 12 очков, а за неправильный списывали 10 очков. Сколько правильных ответов дал один из учеников, если он ответил на все вопросы и набрал 86 очков.

Решение. Всего 20 вопросов. Пусть х ответов было правильных, тогда (20 – х) ответов неправильных.

= 13

Ответ: 13 правильных ответов.

5 жетонов

Задача №1. Разместите восемь козлят и девять гусей в пяти хлевах так, чтобы в каждом хлеве были и козлята, и гуси, а число их ног

равнялось 10.

Решение. Обозначим число гусей в одном хлеве за х, а число козлят

за у. Тогда, учитывая, что ног в одном хлеве должно быть 10, получим уравнение: 2х + 4у = 10. Из данного уравнения имеем, что число козлят может быть только 1 или 2, соответственно гусей будет 3 или 1. Тогда размещение будет такое: в двух хлевах будет по одному козленку и 3 гуся, в трех хлевах – по 2 козленка и 1 гусю.

Задача №2. Школьник прочитал книгу за три дня. В первый день он прочитал 0,2 всей книги и еще 16 страниц, во второй день – 0,3 остатка и еще 20 страниц. В третий день – 0,75 остатка и последние 30 страниц книги. Сколько страниц в книге?

Решение. Пусть х – число страниц, которое было в книге. В первый день прочитали (0,2х + 16) страниц; осталось прочитать во второй и третий дни (0,8х – 16) страниц;

во второй день прочитали (0,3(0,8х – 16) +20) = (0,24х + 15,2) страниц; в третий день прочитать осталось (0,56х – 31,2) страниц. Так как в третий день прочитали 0,75 остатка и еще 30 книг, то остаток будет составлять 120 страниц. В итоге получаем уравнение 0,56х – 31,2 = 120. Откуда находим х = 270.

Ответ: 270 страниц.

Задача №3. Разделите семь яблок поровну на 12 человек, не разрезая яблоки более чем на 4 части.

Решение. Так как то надо разделить 3 яблока на 4 части, а 4 яблока каждое на 3 части и каждому человеку дать по и яблока.

 

7 класс

1 жетон

Задача №1. В школе 33 класса, 1150 учеников. Найдется ли класс, в котором меньше 35 учеников?

Решение. Допустим, что во всех классах не менее 35 учеников, тогда во всей школе будет не менее чем 35 ∙ 33 = 1155 (учеников), что противоречит условию задачи. Значит, в школе найдется класс, в котором менее чем 35 учеников.

Задача №2. Напишите в строку пять чисел так, чтобы сумма любых двух соседних чисел была отрицательной, а сумма всех чисел положительной.

Ответ: задача имеет много решений: 4, -5, 4, -5, 4; 5, -6, 5, -6, 5;

7, -8, 6, -10, 9 и т.д.

Задача №3. Для проведения водопровода в дом нужно 167 м труб. В наличии имеются трубы лишь длиной 5 м и 7 м. Сколько надо взять тех и других труб, чтобы сделать наименьшее число соединений?

Ответ: 21 трубу длиной по 7 м и 4 трубы длиной по 5 м.

 

3 жетона

Задача №1. Улитка ползет по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь опускается на 4 м. За какое время улитка доберется от подножия до вершины столба?

Решение. К концу первых суток улитка поднимется на 1 м, к середине вторых суток – на 6 м, к середине третьих – на 7 м, …, к середине пятых – на 9 м, к середине шестых – на 10 м. Таким образом, ответом будет 5,5 суток.

Ответ: 5,5 суток.

Задача №2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?

Ответ: молоко в кувшине, лимонад в бутылке, квас в банке, вода в стакане.

Задача №3. Расставьте знаки действий «+», «-», «∙», «:» и скобки так, чтобы получилось верное равенство:

1 9 9 9 = 0,1 9 9 9 = 3,1 9 9 9 = 10,1 9 9 9 = 1,1 9 9 9 = 9.

Ответ: 1 ∙ (9 – 9) ∙ 9 = 0,1 + (9 + 9) + 9 = 3,1 + 9 – 9 + 9 = 10,

19 – 9 – 9= 1,1 – 9 : 9 + 9 = 9.

5 жетонов

Задача №1. В ящике 24 кг гвоздей. Как на чашечных весах без гирь и без стрелки отмерить 9 кг гвоздей?

Решение. Разделим 24 кг на две части, отмерив на весах по 12 кг гвоздей. Отложим одну кучу гвоздей, а вторую поделим поровну. Получим две кучи по 6 кг. Одну из них поделим пополам. Всего у нас будет четыре кучи гвоздей по 12, 6, 3, 3 кг. Сложим 2 и 3, получим ровно 9 кг.

 

Задача №2. Сколько бабушек и прабабушек было у Ваших прабабушек и прадедушек?

Решение: Так как у вас может быть всего 4 прабабушки и 4 прадедушки, а у каждого из прабабушек и прадедушек может в свою очередь быть по 2 бабушки и 4 прабабушки, то всего может быть по 16 бабушек и 32 прабабушки.

Ответ: 16 бабушек и 32 прабабушки.

Задача №3. Придумайте натуральное число, которое делится на 2004 и сумма его цифр также делится на 2004.

Решение: 20042004…2004 (цифры 2, 0, 0, 4 повторяются 334 или 2004 раза)

 

Город Мастеров

Гостей встречает Данила-мастер и предлагает заняться строительством.

(Работа с пазлами: необходимо за отведенный промежуток времени сложить как можно больше картин

 

В каморке у папы Карло

Папа Карло встречает ребят, приглашает их заглянуть в его каморку: «Выполните задания, получите золотой ключик, откроете заветную дверцу, продолжите путешествие!».Слайд 1

(Презентация «В каморке у папы Карло», на 2 – 8 слайдах использован технологический прием «Анимированная сорбонка»)

Из спичек построен дом. Переложите 2 спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.     Слайд 2

 

         Ответ: 

 Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.     Слайд 3

Ответ:

Переложите две спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратов. Слайд 4

Переложите 5 спичек так, чтобы получилось 3 квадрата.     Слайд 5

Ответ:

Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата.

Слайд 6

Ответ:

Уберите 4 спички так, чтобы осталось 5 квадратов.     Слайд 7

 Ответ:

Уберите 8 спичек так, чтобы осталось 2 квадрата.     Слайд 8

 Ответ:

 

Построение участников игры – путешествия для подведения итогов

 

Литература, интернет – источники:

Гельфан Е.М. «Арифметические игры и упражнения», М.: «Просвещение», 1988;

Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе», 5 – 11 классы,

М,: «Айрис – пресс», 2006;

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика. Задачи на смекалку», 5 – 6 классы, М.: «Просвещение», 1998;

Приложение к газете «Первое сентября» «Математика»;


Просмотров: 229 | Загрузок: 73
Автор: Гомонова Г.В.
Теги: математика 5 класс
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar