Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию по математике "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок"

Цели:

развивать интерес к предмету «математика», сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление;
способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
формировать дружеские, товарищеские отношения;
воспитывать культуру коллективного умственного труда.

 

Ход мероприятия  (1 СЛАЙД)

 

6 сестричек вечерком   (2 СЛАЙД)

Вели беседу чередком.

 

«Кабы я была царица, -  (3 СЛАЙД)

 

Говорит одна сестрица, -

 

Приказала бы я люду

Строить храмы всюду - всюду,

Чтобы белые палаты,

Чтобы там могли без платы

Малых деток поучать.

Храмы школой величать».

 

- «Я б, сестра моя родная, -  (4 СЛАЙД)

 

Молвила тогда вторая, -

 

Помогала б всей душой

Научить народ простой

Цифры складывать, считать,

Задачи сложные решать».

 

«Вот несчастье, вот беда! -  (5 СЛАЙД)

 

Третья молвила тогда, -

 

Да кого учить, скажите,

И мне пальцем укажите».

 

А четвертая сестрица

Вторит третьей:

 

- «Ха – царицы!

Учить детишек? Вы слыхали?

Уж не тех ли, что здесь в зале?

Вы на уроки к ним сходите,

Что там творится – посмотрите».

 

песни (под музыку «Коммунальная квартира»)

 

Эх, страна с названьем «школа»!

На уроке весь наш класс.

Тут один готовит шпору,

А другой стреляет в нас.

Третья в зеркальце глядится:

«Ах, прическа хороша».

А четвертая записку

Пишет другу неспеша.

 

Это наша школьная,

Наша школьная квартира.

Это наша школьная,

Наша школьная страна

 

Пятый делает подсказку

Для шестого у доски.

Две девчонки строят глазки,

Умирая от тоски.

Нам сейчас не до урока-

Своим делом занят класс.

Об уроке лишь учитель

Видно думает сейчас!

 

Это наша школьная,

Наша школьная квартира.

Это наша школьная,

Наша школьная страна

 

Наконец-то перемена,

Мы в столовую летим,

И пять порций непременно

Мы за раз опять съедим.

 

Конкурсы:

(Проводят 5-ая  и

6-ая сестры)

 

Инсценирование

(сестры предлагают

принять участие

трем желающим)

 

А потом побегать в школе

И подраться мы пошли.

Приготовиться к уроку

Только время не нашли.

 

Это наша школьная,

Наша школьная квартира.

Это наша школьная,

Наша школьная страна.

 

Пятая сестра сказала:

 

- «Я такого не видала.

И чтоб в этом убедиться,

В зал хочу я обратиться».

 

- «Я с тобой, сестра родная, -

 

Молвила сестра шестая, -

 

Ведь детишек я люблю

И в беде им пособлю».

 

1. На слайдах изображены кадры из мультфильмов, в названии которых есть число.  («Вовка в тридевятом царстве», «38 попугаев», «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три медведя», «Цветик - семицветик», «Шел трамвай десятый номер», «Дюймовочка», «Три поросенка»)  (6 – 25 СЛАЙДЫ)

 

Задание: угадать названия мультфильмов.

 

2. «В некотором царстве, в некотором государстве…»

  (26 СЛАЙД)

Царь Ефим имел трёх сыновей, старшего звали Елисеем, среднего Матвеем,

Ну, а младший, простофиля, назывался просто Филя.

 

Мудрый Ефим, заболев, стал определять своего преемника. Разумеется, его симпатии на стороне знающего математику. И вот братья раздумывают над задачей:

Жил-был,  не тужил,

По утрам мёд, пиво пил

Очень жадный, страшно злой

 

(Пока братья думают, сестры проводят следующий конкурс)

 

Барин с длинной бородой.

Холил бороду свою

Умножал свою казну.

Вёл он деньгам строгий счёт,

Всё добро своё стерёг.

Но однажды заболел,

Из-за гриппа не сумел

Сосчитать своё богатство

Помогите ж ему, братцы!

Если он имел в достатке

Всё, что нужно для порядка:

И коров, и лошадей,

И гусей, да и свиней.

Ну, а главное добро

В сундуках лежит его.

Сундуков всего десяток

Ключ от них в пруду припрятан.

В каждом равное богатство.

Сосчитайте его, братцы:  

Сто алмазов два рубина,

Жемчуга на половину

От алмазов и рубинов.

Да ещё имел к тому же

Сорок семь свечей белужьих.

Так подумайте, сыночки,

И ответ мне дайте точный.

 

Дал ответ достойный Филя,

Стал царём, народу милым.

Ну, а вы, ребята, сами

Разберитесь с сундуками.

 

Задание участникам: сосчитать барское богатство (2000).

 

3. Конкурс «В гостях у Золушки»

  (27 СЛАЙД)

На сцене появляется Золушка:

-Здравствуйте, милые ребята! Моя мачеха с сестрицами отправилась на бал в королевский дворец, а мне мачеха сказала: «Перебери пшеницу, перемели, испеки пирог с семью розами». Я всё сделала, но надо разрезать этот пирог на 7 частей так, чтобы в каждом куске была роза. Торт делить только 3 разрезами по прямой линии. Ребята, помогите мне разрезать праздничный пирог, мне так хочется на бал. (Золушка раздаёт участникам «торт»)

 

Вопросы:  (28 СЛАЙД)

1.Кто автор сказки о Золушке?

2.Сколько было родных дочерей у мачехи Золушки? (2)

3.Сколько мышей понадобилось Фее для того, чтобы превратить их в коней? (полдюжины)

4.Сколько раз ходила Золушка во дворец в образе прекрасной принцессы? (2)

 

«Виноваты мы, сестрицы

Вы, действительно, царицы!

 

Стража, взять их и упечь,

Не смыкая глаз стеречь!».

(сестер(1,2,5,6) уводит и прячет стража)

 

«Детки, детки, помогите

И замки все отворите!».

 

«Не помогут и не ждите,

(в зал)

Ведь учиться не хотите?».

 

«Ну зачем вам уравненья

И задачи на движенье?

Проживете и без круга,    Математика вам не подруга!».

 

«Мы вот знаем кое-чего,

И прожили – ничего.

Вместе сварим кашу, но

Не слышу, мы ведь заодно?».

(неодобрительный гул из зала)

 

«Ах, раз так, ну что ж держитесь!

Пять дверей вы отворите,

Дам задачи я тогда-

Не решите никогда!

Коль решите, то ключ ваш!

Ты, сестрица, им отдашь!

А все двери отворите,

 

То сестриц освободите.

И учитесь, коль не лень.

Ну да ладно, в путь смелей!».

 

(Ребята, работая в командах, выполняют задания, чтобы спасти сестер)

 

У Древних людей  (29 СЛАЙД)

 

Наши древние родные,
Что сидели у козы,
Вот они для нас открыли
Арифметики азы.

Камушки слагали в кучки
И не думали, что так
Математику открыли
Для потомков на века.

(инсценировка)  (30 СЛАЙД)

Ведущий: Хорошо в пещере – тепло, сухо. Костёр горит и светит. Качнулось пламя, заплясали тени по сводам пещеры. Рисунки на стенах будто ожили. Вот бегут звери, вот охотники подняли копья. Гонят зверя. Сегодня была большая охота.

Нгоам: Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец-то родичи будут сыты! Хей! Хей!

Арет: Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не бояться. Но скажи, Нгоам, как разделить мясо между семьями охотников?

Нгоам: В охоте участвовало две руки, одна нога и один палец на другой ноге охотников, а ещё я, ты, Эмрис – это ещё три пальца. У меня жена (указывает на свой последний палец на ноге), три сына (пальцы начинает загибать Арет), дочь, старая мать, у тебя много родни: жена, трое детей, покалеченный на охоте брат, сестра и её муж, отец и мать. У Эмриса: отец, мать, три брата…

Арет: Подожди, подожди!!!

Нгоам: Что случилось?

Арет: Мне пальцев не хватает!

Нгоам: Хвала духу леса! Он подсказал мне выход. Нужно позвать ещё несколько человек из нашего племени, тогда пальцев хватит!

Арет: Да будет вечной мудрость твоя, о Нгоам!

 

Вопрос командам: сколько человек было в племени, если для подсчёта понадобилось два человека и показать ещё одну руку?

 

Ведущий: Не так уж и много приходилось считать первобытному человеку. Но был у него свой «первобытный компьютер» - десять пальцев на руках. Загибал человек пальцы – складывал, разгибал – вычитал. На пальцах считать удобно, только результат счёта хранить нельзя. Не станешь же целый день ходить с загнутыми пальцами. И человек догадался: для счёта можно использовать всё, что попадется под руку – камешки, палочки, косточки…Потом стали узелки на верёвке завязывать, делать зарубки на палках.

 

На Руси   (31 СЛАЙД) 

В 16 веке при Иване Грозном, на Руси появляются первые рукописные учебники по математике.

В 1703 году, при Петре 1, была издана настоящая энциклопедия по математике, в которой каждое правило, каждый приём подробно разъяснялся и подкреплялся решением примеров и практических задач. При Петре 1 впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были приведены в определённую систему.

 

Задание командам:   (32 СЛАЙД)

 

Ведущий: Пошёл барин по базару поискать кой-какого товару.

Навстречу ему Балда. Идёт, сам не зная куда.

Балда: Что, батька, так рано поднялся, чего ты взыскался?

Барин: Нужен мне работник: повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого служителя не слишком дорогого?

Балда: Буду служить тебе справно, усердно и очень исправно.

Барин: За год тебе пожалую кафтан и 12 рублёв.

Ведущий: Живёт Балда в барском доме, спит себе на соломе.

Ест за четверых, работает за семерых.

До светла всё у него пляшет, лошадь запряжёт,

Полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит.

Балда: Отработал я у тебя, барин, семь месяцев.

Задумал жениться. Пожалуй расчёт.

Барин: Что же работник ты хороший.

Жалую тебе кафтан и пять Рублев.

Ведущий: Вот вам вопрос. Сколько стоит кафтан?  (4 рубля 80 копеек)

 

Вопрос зрителям:

Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу «поприще», заменённую позже верстой. От восточных купцов пошла единица «аршин» (означает «локоть»). Существовали турецкий аршин, персидский аршин. Поэтому и возникла поговорка…   (Мерить на свой аршин)

 

«Волшебный сундучок»

Что спрятано в волшебном сундучке?   (33 СЛАЙД)

 

1) Вопросы – подсказки:  (34 СЛАЙД)

В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

Необходим для перенесения размеров одного чертежа на другой, для построения равных углов.
Об этом предмете придумана загадка:

  Сговорились две ноги

  Делать дуги и круги.   (Циркуль)

 

2) Вопросы – подсказки:   (35 СЛАЙД)

История их изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами.
Эта вещь не имеет единственного числа
В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
Этому предмету посвящена загадка:

  Весь день усами шевелят

  И время узнавать велят.  (Часы)

 

3) Вопросы – подсказки:  (36 СЛАЙД)

Год рождения игры – 1974 год.
Если играть без системы, то для достижения цели понадобится очень много лет,
Используя определенную систему, можно достичь цели за несколько секунд.
Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
Игру называют «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.
Внешний вид – правильный многогранник.
Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
Игра носит имя автора.  (Кубик Рубика)

 

Игра со зрителями.

(участники – по одному представителю от каждого класса)

Задание:   (37 СЛАЙД)

 

Он был задумчив и спокоен.

Загадкой круга увлечён.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошли столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

 

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»?

 

(Архимед – греческий учёный, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда, аксиома Архимеда и  т. д. Это он определил приближенное значение числа «пи». Крылатой стала его фраза: «Дайте мне точку опоры и я переверну землю!»)

 

(Ребята выполняют задания, спасают сестер).

   (38 СЛАЙД)

 

5 сестра  «Ах, спасибо вам, друзья!

  Друг без друга нам нельзя.

  Отплатим мы теперь сполна

  За вашу дружбу и любовь.

   Прощайте, встретимся мы вновь».

 

Подведение итога

Награждение участников и самых активных болельщиков

 

Литература:   (39 СЛАЙД)

Приложение к газете «Первое сентября» «Математика», 1999 год, № 45,

Халилова Т. «Шерлок Холмс и черный ящик».

Приложение к газете «Первое сентября» «Математика», 1999 год, № 9,

Иванова Н. «Урок – праздник, посвященный 8 Марта».

Приложение к газете «Первое сентября» «Математика», 1999 год, № 25,

Федорова М., Никифорова Е. «Колесо истории». 


Просмотров: 220 | Загрузок: 57
Автор: Гомонова Г.В.
Теги: математика 5 класс
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar