Конспект и презетация к уроку математики "Геометрические фигуры"

Цели урока: 

I.Образовательно–развивающие цели:

1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Геометрические фигуры»;

1.2.Применение опорных понятий: фигура, угол, треугольник, биссектриса, перпендикуляр;

1.3.Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), сравнивать изучаемые понятия.

1.4. Развитие специальных умений: строить и измерять углы, определять вид угла, строить биссектрису угла, определять вид треугольника, находить периметр и площадь треугольника, проводить  перпендикуляры к прямой и серединные перпендикуляры к отрезку.

II.Воспитательная цель: воспитывать у учащихся умение слушать друг друга, уважать мнение других.

 

Материально-техническое
и дидактическое обеспечение урока:

карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), компьютерная презентация к уроку, индивидуальные доски для рисования, интерактивная доска.

 

Ход урока:

 

Организационная часть урока (1 мин)

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня итоговый урок по теме «Геометрические фигуры». (слайд 1)

(Выдает учащимся раздаточный материал, включающий:карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), индивидуальные доски для рисования).

(Учащиеся заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов).

 

Актуализация знаний (2 мин)

-  Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”. И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

- Сформулируйте свои цели  на сегодняшний урок.

(Учащиеся формулируют цели урока: повторить и закрепить знания и умения по теме и т.п).

- заявка на оценку на сегодняшнем уроке следующая:

Заявка на оценку (на доске):

«5» - 31 балл и более

«4» -  22-29 баллов

«3» -   15-21 баллов

Устный счет. (слайд №2) 4 мин

- Выполните  устно вычисления, результат запишите в бланк ответов и на доске для рисования. За каждый правильный ответ – 1 балл. (демонстрирует слайд с примерами устного счета, проверяет ответы).

730– 180 + 20 × 5=

37 + 43
       : 16
       × 14
          

(Учащиеся выполняют  устные вычисления, результат записываю в бланк ответов (Приложение 3)  и на доске для рисования, показывают учителю).

660 : 2 – 60 + 40 × 3=

 

4. Выполнение тестовых заданий (6 мин).

 

1 этап: работа с тестами (Приложение 1)

(Учащиеся работают с тестовыми заданиями, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).

 

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ (за каждый правильный ответ – 1 балл)

-Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

 

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1 балл)

 

-Отметьте знаком «√» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное.

 

Субтест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1-2 балла)

 

-Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие

 

Этап: обсуждение решения в группах (2 мин)

- Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:

1 группа –субтест №1,

2 группа – субтест №2 (1,2 задание),

3 группа - субтест №2 (3,4 задание),

4 группа – субтест №3 (1 задание),

5 группа – субтест №3 (2 задание),

6 группа – субтест №3 (3 задание). 

 

(Учащиеся обсуждают ответы на тестовые задания)

 

этап: Защита ответов (3 мин)

(Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов (Приложение 3)). 

 

Субтест №1: (Слайд 3)

1) Угол 950- тупой угол;

2) Сторона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является высотой.

3) Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется перпендикуляром.

Субтест №2: (Слайд 4)

Геометрическая фигура - множество точек на поверхности, образующее конечное число линий (√)
Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол (-)
Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются (-)
Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало (√)

Субтест №3: (Слайд 5)

Остроугольные треугольники
Тупые углы
Перпендикулярные прямые

 

этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения  к тесту (3 мин)

- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4) ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).

Учащиеся задают вопросы-понятия и вопросы-суждения, дополняют, возражают:

Как доказать, что угол 950- тупой угол?
Что называется высотой треугольника?
Что понимается под перпендикуляром к прямой?
Что такое геометрическая фигура (угол)?
Как доказать, что треугольник является остроугольным (тупоугольным)?
В каком случае пересекающиеся прямые являются перпендикулярными прямыми?

 

Физкультминутка (1 мин)

Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".

 

Решение практических упражнений.

1 этап: решение заданий (10 мин)

 

- Ответьте на вопрос: как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания (Приложение 2), в таблице найдите буквы, соответствующие полученным ответам, составьте слово. (Слайд 6)

Постройте ∠ ABC=700, проведите его биссектрису и отложите на ней отрезок BD=3,5  см. Из точки D опустите перпендикуляр DM на сторону BC.

Величину углов, на которые биссектриса  делит угол ABC;      (1 б.)
∠BDM;      (1 б.)
Длину стороны DM;       (1 б.)
Длину стороны ВМ;       (1 б.)
Периметр треугольника BDM;     (1 б.)
Площадь треугольника BDM;      (1 б.)

 

(Учащиеся выполняют практическое  задание, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).

 

2 этап: обсуждение решения в группах (2 мин)

Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:

1 группа –задание №1,

2 группа – задание №2,

3 группа - задание №3,

4 группа – задание №4,

5 группа – задание №5,

6 группа –  задание №6

3 этап: защита работ (6 мин)

Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания.

- Сравните свои ответы с ответами на доске (демонстрирует на интерактивной доске с решение задачи (Слайды №7-10).

- Фалес Милетский- древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. (Слайд №11)

этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения  к тесту (3 мин)

- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4)  ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).

Что называется биссектрисой треугольника (перпендикуляром, периметром треугольника)?
Что понимается под перпендикуляром к прямой?
Как доказать, что ∠BDM=55 0?
Каковы свойства и виды треугольников?
Что понимается под площадью треугольника?

 

Итоги, выставление оценок, домашнее задание (2 мин)

Послушайте домашнее задание (слайд 12):

- Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера:

А – Геометрические фигуры

В- Угол

С– Прямоугольный треугольник

Д – Острый угол

Е - ∠ ABC=700

(раздает карточки с домашним заданием учащимся).

- Спасибо за урок! (слайд 13)

 

Используемая литература:

Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 270 с.: ил.


Просмотров: 183 | Загрузок: 61
Автор: Козлова О.К.
Теги: фигуры
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar