Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по математике "Поэтические минутки"

Цель внеклассного мероприятия:

Повысить уровень развития обучающихся;
Расширить кругозор;
Развивать интерес к занятиям математикой;
Углубить представление по использованию математических сведений на практике

 

Место проведения – зал. Для проведения внеклассного мероприятия лучше оформить празднично: плакаты с лозунгами и высказываниями о математике, цветные флажки, шарики.

     Слайд – 1-3

Ведущий:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

(ПЕСНЯ ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ)

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решенье своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню Если ты в жизни, хотя на мгновенье

, в груди

Тучи соберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

Слайд - 4

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

             Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

 

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

 

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты

 

Слайд – 5-7

 

            ПОСЛЕДНЕЕ

 

Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика - царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

 

Почти дожив до глубоких седин,

Я понял арифметике назло,

Что у людей простейшее число «один»

Поистине сложнейшее число.

 

Слайд – 8

УЧЕНЫЙ КОТ

У кошки маленький котеночек подрос.

— Как дальше быть? — возник вопрос.

 Решила мать, что в пору

Отдать котенка в школу.

        И вот за партой в классе

        Сидит пушистый Вася.

        С усердием большим,

        Как приказала мать,

        Принялся кот науку постигать.

С терпеньем изучал,

По пунктам и по темам,

Строение мышей по графикам и схемам.

        Решал он, чуть не плача,

        И про бассейн задачу.

        Сколь вытечет сметаны,

        Когда открыть все краны.

И через 10 лет, науками богат,

Понес наш кот домой

Из школы аттестат.

И у какой-то горки

Мышонок вылезал из норки.

        Но как его схватить?

        Нельзя же прыгнуть сразу —

        Тут надо применить

        Научных знаний базу.

 V — скорость, ускоренье — а,

И брызги сыплются с пера.

Затем привел он, глядя в книгу,

К логарифмическому виду.

        Потом в системе «це, ге, ес»

        Нашел его удельный вес.

        Вписал последнюю строку

        И приготовился к прыжку.

Пока ученый кот

Над уравненьем бился,

Мышонок — неуч

В норке скрылся.

        Запомните, друзья, соль истины такой:

        Теория мертва без практики живой.

 

Слайд – 9

 

БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ

 

Как воздух, математика нужна,

Самой отваги офицеру мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла.

        И воину припомнилось на миг,

        Как школьником мечтал в часы ученья:

        О подвиге, о шквалах огневых,

        О яростном порыве наступленья. .

Но строг учитель был,

И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:

— Мечтать довольно, повтори рассказ

О свойствах круга и углах квадрата.

        И воином любовь сохранена

        К учителю далекому, седому.

        Как воздух, математика нужна

        Сегодня офицеру молодому.

 

Слайд – 10

О НУЛЕ

Когда-то многие считали,

Что нуль не значит ничего.

И как ни странно, полагали,

Что нуль совсем не есть число.

        Но на оси средь прочих чисел

        Он все же место получил.

        И все действительные числа

        На два разряда разделил.

Коль нуль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

        Попав, как множитель, средь чисел

        Он сводит мигом все на нет.

        И потому в произведенье

        Один за всех несет ответ.

А относительно деленья

Во-первых, нужно помнить то,

Что уж давно в научном мире

 Делить на нуль запрещено.

        Причина всем ведь очевидна,

        А состоит причина в том,

        Что смысла нет в таком деленье

        Противоречье в нем само.

 

Слайд – 11

Число «пи»

Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

        Надо нынче нам заняться,

        Оказать старинке честь.

        Чтобы нам не ошибаться,

        Чтоб окружность верно счесть.

Надо только постараться

И запомнить все, как есть:

Три-14-15-92 и шесть.

(п= 3,1415926)

 

Слайд – 12

ГЕОМЕТРИЯ

О, Петр, ведь ты построил город

Не для умерших — для живых?

Тяжелый дождь бежит за ворот

Окаменевших часовых.

        Недвижимы аллеи парков,

        Прямы проспекты, как стрела,

        Сильней божественных монархов

        Здесь геометрия была.

Был нежен в башнях цитадели

И кроток лепет голубиц,

И страшные на мир глядели

В окно глаза цареубийц!

        Гуляют каменные финны,

        Курятся трубки из бород,

        Вот и построили Афины

        Средь топей северных болот!

Налево львы и львы направо,

А у заставы инвалид

Штык держит вертикально прямо,

Как геометрия велит!

 

Слайд – 13

АРХИМЕД

Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли;

Уже на рейде в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

        Над математиком кудрявым

        Солдат занес короткий меч,

        А он на отмели песчаной

        Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть — лихую гостью —

Мне также встретить повезло,

Как Архимеду — чертившему тростью

В минуту гибели — число!

Слайд – 14

ГАЛУА

Заходил паренек в сюртуке небогатом,

Чтобы в лавке табак и мадеру купить.

Приглашала любезно, как младшего брата,

Разбитная хозяйка и впредь заходить.

        Провожала до двери, вздыхая устало,

        Вслед ему разводила руками: «Чудак».

        На 4 сантима опять обсчитала,

        А 4 сантима теперь не пустяк!

Кто-то мне наболтал, будто видный ученый,

Математик какой-то мосье Галуа,

Как же может открыть мировые законы,

Эта вот, с позволенья сказать, голова?

        Но всходил на мансарду обманутый ею,

        Брал заветный набросок в чердачной пыли,

        И доказывал вновь с беспощадностью всею,

        Что хозяева сытых желудков — нули. 

 

Слайд - 15

УЧИТЕЛЬ

Коническая клумба возле школы

Сияла первозданной чистотой,

И алгеброй сраженные глаголы       

Глотали дым за огненной чертой.  

Давно ушли те годы, те проблемы,

Но этот дым я в сердце берегу.

Доказанные в детстве теоремы

До старости забыть я не могу.

Слайд – 16

ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом

Старший — квадратный

Добродушный, приятный

        Младший — треугольный,

        Вечно недовольный.

        Стал расспрашивать квадрат:

        — Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему: — Смотри,

Ты полней меня и шире,   

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

        Но квадрат ответил: — Брат!

        Я же старше, я — квадрат:

        Я сказал еще нежней:

         — Неизвестно, кто нужней!

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

        Уходя сказал:

         — Приятных я тебе Желаю снов!

        Знать, ложился — был квадратным,

        А проснешься без углов!

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он — нет квадрата,

Онемел, стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

ПИФАГОРОВА ТЕОРЕМА

Не знаю, чем кончу поэму,

И как мне печаль избыть;

Древнейшую теорему

Никак я не в силах забыть.

Стоит треугольник, как ментор,

И угол прямой в нем есть.

И всем его элементам

Повсюду покой и честь.

Прелестная гипотенуза

Вознеслась так смело ввысь!

И с нею в вечном союзе

Два катета тоже взнеслись.

        Она царит на квадратах

        И песню поет она.

        Та песня влечет куда-то

        Геометров древних волна.

И все на торжищах света,

Как в огненном кольце,

И все повторяют это:

Ах, а, в, с!

        И даже в холодной медузе

        Огонь эта песня зажгла,

        И все это гипотенузы

        И катетов двух дела!

 

Слайд – 17-18

1-й ведущий.

 

Почему торжественно вокруг?

Слышите, так быстро смолкли речи.

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

2-й ведущий.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

1-й ведущий.

 

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром...

Ведущие (вместе). Аплодисментов

 

Девиз: Математика - наука,

Замечательная штука.

Поднимите нас ночью и днём,

Мы примеры решать пойдём.

Ученик: А чему же нас учит математика? Сложению, вычитанию,

Делению, умножению. Какими мы будем, если будем знать

Математику?

 

СКАЗКА

 

На улице Брадиса, на площади Котангенса, в доме на углу Пифагора, в квартире Герона жил мальчик по имени Вова. Вова в первый класс пойдёт, И с Вовой не шути, Считать умеет он у нас Почти до десяти. Не грех такому мудрецу Задрать курносый нос. Вот как-то за столом отцу и задал он вопрос:

Вова: Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари -

Я доказать смогу всегда,

Что их не два, а три?

Папа: Считаем вместе. Вот один, а вот и два, смотри.

Вова: Один да два - и будет три!

Папа: Вот молодец! И в самом деле три!

И потому   я два возьму, а третий ты бери

   

 СЦЕНКА

 

Автор: Сидит на берегу пруда двоечница по имени Даша. Смотрит на проплывающую стаю уток. Даша: Здравствуйте, сто уток!

Утка: Нет, нас не сто утей! Вот если бы нас было столько, да   ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ещё одна утка, то было бы нас сто. Вот и рассчитай, сколько нас.

Автор: Да, призадумалась Дашенька. Вдруг подходит к ним отличница Оленька. Рассказала ей Дашенька загадку. Оля: Слушай, только очень внимательно. Если их было столько, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ещё одна, то можно это нарисовать так: Понимаешь? Даша: Да нет ещё.

Оля: На этой картинке их сто.   Вот смотри, если убрать одну утку, то получится...

Даша: 99.

Оля: Правильно. А теперь сообрази, четверть стаи да полстаи,

Сколько четвертей?

Даша: Линия полстаи в два раза длиннее линии четверти стаи,

Значит, всего три четверти.

Оля: Молодец! А в целой стае сколько четвертей?

Даша: Стая - четыре четверти, ещё стая - тоже четыре, полстаи -

Две четверти, четверть стаи - одна четверть. А всего -

Одиннадцать. Если 99 разделить на 11, то получится, что в

Каждой стае по 9 уток. Получается, что я видела 36 уток.

Оля: Вот то-то и оно. Сама, небось, не смогла бы решить. Эх ты!

1-й ученик: Господа, среди всех наук, открывающих человеку путь

К познанию природы, самая великая наука — математика.

Математики основы ох как тяжелы!

Из-за (имя, отчество, фамилия учителя математики) нам они

Милы.

2-й ученик: Кубов и квадратов всех не перечесть.

Метод интервалов, точно знаю, есть.

Знаю: есть трёхчлены, функции, нули,

Столько уравнений, что с ума свели.

Есть вопросов новых вечный марафон,

А для ... (ф. и. о. учителя математики) наш земной поклон.

Выходит ученик на сцену и читает стих Сергея Боброва про число "пи=3, 1415926"

Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибиться,

Чтоб окружность верно счесть.

Надо только постараться

И запомнить, все как есть:

Три - четырнадцать - пятнадцать -

Девяносто два и шесть!

 

Слайд – 19-21

 

Ведущие (можно всем) исполняют «Песенку об арифметике» из радио спектакля «Приключения Димки» (муз. М. Айсберга).

 

Список использованной литературы:

Агеева И. Д. Математические забавы, или Вездесущая Математика/ Последний звонок №5 2005 г 
Популярная энциклопедия: в 20 томах/ Большая энциклопедия. – М.: ТЕРРА, 2009. П 57 Т. 13. – 192 с.6
В.А. Гусев, А.Г. Мордкович. Математика: Алгебра: Геометрия: Прил.:  Справ. материалы: Учеб. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2006г- 271с.: ил.
Е.Г. Козлова. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка.-  М.: МИРОС, 2004г.- 128с.:ил.
Я.И. Перельман. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел.- Мн.: Университецкая, 2009.- 175с.


Просмотров: 140 | Загрузок: 51
Автор: Михайловская А.П.
Теги: математика 5 класс
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar