Конспект и презентация к уроку наглядной геометрии "Треугольник"

Цель урока: создание условий для формирования понятия треугольник,  видов треугольника, свойства углов треугольника.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с разными видами треугольников;

- формирование навыка различать треугольники по характерным признакам;

- закрепить знаний о геометрических фигурах;

развивающие:

- развитие внимательности, быстроты мысли;

- развитие умения делать выводы и культуры речи;

- развитие и укрепление интереса к математике;

воспитательные:

- воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности;

- воспитание у учащихся аккуратности при оформлении;

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих

знаний.

 

Оборудование: компьютер, проектор, наборы треугольников из цветной бумаги, транспортиры, линейки, карандаши, учебник «Наглядная геометрии» Ф.И. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.

Ход урока:

Орг.момент.
Погружение в тему. (слайд 2). 

- повышение интереса учащихся к изучаемому материалу;

- актуализация знаний по теме урока.

 

Учитель: Я хочу рассказать вам одну математическую сказку, которую придумала одна моя ученица.

В  геометрическом  царстве, планиметрическом государстве, на пересечении двух перпендикулярных дорог расположился город Многоугольник. В городе этом проживали самые различные многоугольники: квадраты и трапеции, параллелограммы и прямоугольники, ромбы и n-угольники с разным количеством сторон, углов и вершин. Но самым простым был Треугольник: у него всего три угла, три стороны и три вершины, меньше не бывает. И поэтому он всегда грустил, редко выходил на улицу. Жители города часто над ним подсмеивались.

Однажды в город Многоугольник приехала прекрасная Медиана. Эта новость облетела мгновенно весь город, все спешили на главную городскую площадь Планиметрия, чтобы посмотреть на гостью и запечатлеть ей своё почтение. Ох, как же Треугольнику хотелось её увидеть! Но она такая важная и красивая, наверняка будет смеяться над этим «простаком». И все же треугольник рискнул.  Он пробрался по безлюдным улицам к площади и стал тайком наблюдать за происходящим. Но тут прекрасная Медиана заметила Треугольника, она очень обрадовалась и подозвала его к себе. Затем она рассказала всем жителям о том, что треугольник, хоть и является самым простым многоугольником, но обладает таким большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. С этого времени жизнь Треугольника сильно изменилась, его стали все уважать, а Медиана вышла за него замуж. И они стали жить счастливо, дополняя друг друга.

- Вот такая сказка. А вы догадались, о какой геометрической фигуре сегодня на уроке пойдет речь? (ответы детей)

- А что вы уже знаете о треугольнике? (ответы детей,  попросить начертить на доске треугольник, обозначить его, назвать и показать элементы треугольника, вспомнить понятие периметра). (слайд 3).

- Сегодня на уроке, мы узнаем, какие виды треугольников бывают, познакомимся с очень важным свойством и научимся применять знания на практике. Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока: «Треугольник».

3. Интерактивная лекция.  Проработка содержания темы.

- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

Учитель: Давайте, поработаем с учебником. Откройте страницу 39, первая геометрическая птичка Квадратик. (Работа с учебником, ученики читают текст, отвечают на вопросы учителя)

- По какому признаки разделили треугольники?  (по числу равных сторон)

- Какие виды треугольников бывают? (равнобедренный, равносторонний, разносторонний)

- Какой треугольник называется равнобедренным?

- Какой треугольник называется равносторонним?

- Какой треугольник называется разносторонним? (слайд 4)

- После прочтения этого фрагмента текста, я оформила конспект в виде таблицы. Посмотрите на слайд, и оформите данную таблицу у себя в тетради (работа в тетради).

- Табличный способ представления информации один из самых распространенных, так как работать с  табличной информацией более удобно, чем просто с текстом. Вам не раз придется заполнять таблицы, обучаясь в старших классах.  Давайте  потренируемся в этом деле. Оказывается, что существуют  ещё другие виды треугольника, которые делятся по видам углов в треугольнике. Прочтите фрагмент  текста на странице 39, вторая Геометрическая птичка Квадратик, начертите в тетради таблицу и заполните её, аналогично первой таблице. (слайд 5)

Ученики работают с текстом и заполняют в тетради таблицы, один ученик работает за компьютером, с которого демонстрируется презентация, при этом проектор выключается.  Ученик заполняет таблицу на слайде 5), с целью дальнейшей проверки. После выполнения работы включается проектор и ученики проверяют правильность выполнения задания. Если ученик, работающий за компьютером, допустил ошибку следующего плана: отметил не 1 угол прямой,  а углы прямые, учитель спрашивает,  как записали остальные при этом на слайде ничего не исправляет, а предлагает ученикам вернуться к таблице немного позже.

- На партах у вас находится конверт, возьмите его. В конверте вы видите треугольники разных цветов. Покажите мне прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный. (Треугольников в конверте много, но они трех цветов. Например, все остроугольные треугольники красные, тупоугольные – синие, прямоугольные – зелёные. Дети выбирают один треугольник, поднимают его, учитель сразу видит, кто с заданием справился, а кто нет. Если ученик показал не тот треугольник, учитель вызывает его к доске, показывает по очереди все углы и просит ученика определить вид угла и сделать вывод.)

              4. Динамическая пауза.(выполнение упражнений).

- здоровье сбережение на уроке.

              5. Интерактивная лекция. Проработка содержания темы. (слайд 6).

- самостоятельное «открытие» свойства углов треугольника;

- закрепление изученного при решении задач.

 

- А сейчас я предлагаю вам выполнить творческий эксперимент. Представьте себе, что мы находимся в научной лаборатории, и нам предстоит сделать научное открытие. Задание ученики 1 ряда  – начертите в тетради остроугольный треугольник, 2  ряда – прямоугольный, 3 ряда – тупоугольный. Измерьте все углы с помощью транспортира, найдите сумму углов треугольника. (Ученики выполняют практическую работу)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученики называют сумму, учитель записывает на доске)

- Что вы можете сказать о полученных результатах? (Ученики отмечают, что получились близкие значения, следует отметить, что измерения неточные, измерять точно невозможно) (слайд 7).

- Вы начертили треугольники разного вида, разных размеров, но у всех вас получилось число близкое к 180. Это не случайно. Учитывая погрешности при измерении, можно сделать вывод, что сумма углов треугольника равно 1800. Это научный факт, для нас это сегодняшнее открытие. В 7 классе на уроках геометрии мы докажем это важное свойство углов треугольника. ( Следует вернуться к таблице слайд 5),   которую ученики заполняли. Если на данном этапе были ошибки, их следует исправить, дети уже самостоятельно смогут объяснить, что важно записывать 1 тупой или прямой угол, так как больше быть не может. Если ошибок не было, то всё равно следует вернуться к таблице и попросить детей объяснить,  почему они так записали.) (слайд 8).

- Давайте, посмотрим,  как свойство можно применять при решении задач? (Задачи на слайде 8, ученики устно решают задачи)

 - А теперь попробуйте сами придумать задачи по данной теме

(ученики составляют задачи и записывают в тетрадь, затем разбираются у доски наиболее интересные задачи).

       6. Домашнее задание. Слайд 9.

- определение домашнего задания и разъяснения по его выполнению.

        7. Рефлексия. Слайд 10.

- рефлексия учебного материала и деятельности учащихся.

- Давайте подведем итог нашего занятия.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что было для вас интересно на уроке?

(выставление оценок за урок).

- Как вы считаете, могут ли вам в дальнейшем пригодиться знания по данной теме? (дети отвечают, что знания могут пригодиться в жизни и приводят примеры).

         - Я согласна, что знания по теме: «Треугольник», несомненно, вам пригодятся в будущем. А я хочу вам математический «фокус». Вы любите фокусы? (демонстрация флексагона, демонстрируется шестиугольник разного цвета с двух сторон, но при «выворачивании» одна сторона «меняет» цвет). Эта фигура называется «флексагон».

А хотелось бы вам продемонстрировать   чудеса флексагона вашим друзьям и близким? Давайте посмотрим, из чего он  «состоит». (учитель делает разрез, разворачивает) Из каких фигур состоит флексагон? (из треугольников).

А вот как его правильно сделать, мы разберем с вами на следующем занятии. Всего доброго. Спасибо за урок.

Примечание. При использовании презентации гиперссылка на слайде 5 первый раз не используется. Со слайда 7 переход на слайд 5, а затем по гиперссылке на слайд 8.


Просмотров: 236 | Загрузок: 68
Автор: Морина С.А.
Теги: треугольник
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar