Конспект и презентация к уроку математикии "Действия с обыкновенными дробями"

Повторение темы, в 5,6 классах «Действия с обыкновенными дробями» проходит в конце апреля, как раз перед праздником Победы. Поэтому даже обыкновенные тренировочные задания можно связать с рассказом о великих испытаниях, которые прошел народ, защищая свою Родину. Этот урок посвящается блокаде Ленинграда.

 

Урок начинается с упражнений на действия с дробями (информационно-технологическая компетенция).

 

Выполните действие: 1/8  *  3 ;      1/8  :  3;    1/24  + 1/8.
Найдите, на какую часть единицы:

а) 1/8 больше , чем 1/16;

б) 1/16 больше , чем 1/24

Затем учитель демонстрирует рисунок: буханки хлеба, разрезанная на 8 частей. Одна часть лежит отдельно. (Это можно продемонстрировать и практически, что я и делаю). Одна такая «восьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942гг., когда основные припасы города были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена дорога, названная дорогой жизни. Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо описан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады.

«Из писем на Большую землю»  (Ценностно-ориентированная компетенция и Компетенция личностного саморазвития)

 

Наш город в снег по пояса закопан. Но если с крыш на город посмотреть,, то улицы похожи на окопы, в которых побывать успела смерть….

Но в то, что умер город наш, - не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх. Мы знаем от людей, сраженных смертью, что означает: «Смертью

                                 смерть

                                             поправ».

Мы знаем: клятвы говорить не просто.

Но если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг!

 

«Февраль».

Какая длинная зима, как время медленно крадется…. в ноги ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется. И поутру, когда ветра метелью застилают небо, опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом. В нас голод убивает страз. Но он же убивает силы….

На Пискаревских пустырях все шире Братские могилы….

 

После чтения стихов, учитель просит учащихся снова вспомнить о блокадной восьмушке хлеба. (Учебно-познавательная и информационно-технологическая компетенции)

 

Задания:

а) Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть булки хлеба массой в 1 кг? (125г.)

б) Сколько граммов приходится на 1/24 часть булки (примерно 41,66г.)

в) Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки.)

г) Что больше 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (в 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно 21г.)

Диктант. 

      (Ценностно-ориентированная и культурологическая компетенция)

 

Учитель диктует : овсяная и ячневая мука – 51%, солодовая мука – 10%…. жмых – 15%, целлюлоза – 5 %….. рисовая лузга – 15% , обойная пыльца – 6%. А теперь напишите крупными буквами и подчеркните:

ТАКОВ СОСТАВ 125 ГРАММ ДНЕВНОЙ НОРМЫ БЛОКАДНОГО ХЛЕБА ЛЕНИНГРАДЦЕВ.

 

После диктанта учитель читает ребятам рассказ «Кусочек хлеба» из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества.»

      (Ценностно-ориентированная компетенция)

Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на больше сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде.

Но поступок матери необычен. Казалось…. умерла дочка, но осталось две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24 (60,5 грамм вместо 41,66грамм. Это больше примерно на 20грамм на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранится в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны, передала эту семейную реликвию в музей училища № 13 г. Ленинграда.

 

После этого не остается душевных сил на обычную работу. Да в этом и нет нужды, закончился урок. Но все перевернулось в сознании и замерло внутри? Почему на следующий день так хорошо проходят обычные уроки математики? Рассказ о блокадном хлебе – это сильный эмоциональный удар для детей. Но обычные вычисления тоже окрасились эмоционально. Учителя – гуманитарии сказали бы, что хлеба было мало, очень мало. А математик не причитает, а просто посчитал, сколько же его было?! И этот сухой подсчет ранит глубже, чем самые трогательные описания.

 

          Домашнее задание: выразить в граммах долю каждого продукта из     

          которого состоял блокадный хлеб. Объяснить смысл: «солодовая

          мука», «жмых», «рисовая лузга» и так далее. (Учебно-познавательная,

            социально-трудовая и компетенция личностного саморазвития)

 

На следующем уроке детям предлагается экскурсия в Буденновскую хлебопекарню, чтобы на основе собранного материала учащиеся могли составить задачи, отражающие вопросы экономии и бережливости. Наиболее удачные используются при повторении. Например:

«за счет сокращения потерь сырья Буденновская хлебопекарня планирует в 2010году сэкономить муки на 20 000 тенге. Определить прибыль пекарни, если 1 кг. Муки стоит 50 тенге, на выпечку одного батона идет 400 грамм муки, а батон стоит 35 тенге.» учитель вместе с классом комментирует подобные задачи, выделяют моменты экономии и бережливости и затем решают их. (Учебно-познавательная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции)

 Хлебопеки рассказали о процессе выпечки, о видах продукции, о себестоимости продукции, качестве и составе муки и так далее. И слышно было как кто-то из детей сказал: «А блокадный хлеб был совсем не такой…» Вернувшись с экскурсии учащихся провели в школьную столовую, в результате возникла задача: «После обеда в школьной столовой отходы хлеба составили 800грамм. Если бы такие отходы оставались каждый день, то сколько хлеба было бы неправильно использовано в школе за 210 учебных дней? Какова стоимость этого хлеба, если 1 булка белого хлеба (весом 400 грамм ) стоит 39 тенге? Сколько учеников из малообеспеченных семей смогла бы кормить школа на эти средства весь учебный год, если на питание  одного ученика требуется 1500 тенге в месяц?»

Или учащимся предлагается провести следующие исследования: (Учебно-познавательная, социально-трудовая и компетенция личностного саморазвития)

 

Измерьте площадь одной страницы учебника.
Определите, какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один экземпляр учебника.
Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько бумаги (м2) израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.
Для производства 1000м2 бумаги требуется вырубить лес, с ¼ гектара. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?

 

Решая такие задачи, ребята лучше представляют, во что обходится государству и родителям их обучение, каков масштаб их школьных дел, к чему приводит расточительность и так далее.

Учитель работает над темой: «Влияние системы заданий по математике на развитие математических способностей учащихся 5-11 классов». Творчество возникает именно в процессе обучения решению задач. Творческие муки учащихся результативны и полезны только тогда, когда им предлагаются подборки задач, которые нацелены именно на учебную инициативу учащегося. Суть системы состоит в том, что они содержат задачи трех типов: теоретические, тренировочные и требующие проведения пусть даже небольших исследований, так как мы стремимся сделать основной целью обучения развитие интеллекта и воспитание интереса у учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

На каждом этапе урока развиваются следующие компетенции:

Ценностно-ориентированная (патриотизм, дружба народов, умение давать оценку происходящим событиям).
Культурологическая (познание и опыт основ личной, семейной, социальной жизни, понимать и ценить культуру народов, приверженность идеям духовного согласия.)
Учебно-познавательная (умение планировать, организовывать, владеть способами анализа и рефлексии).
Коммуникативная ( знание родного и других языков, взаимодействие и общение с людьми в разных социальных группах, умение быть коммуникабельным).
Информационно-технологическая (умение самостоятельно искать, анализировать, делать отбор, сохранять, формировать аргументированные выводы.)
Социально-трудовая (владение знаниями и опытом деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических, общественных отношений, то есть уметь приобретать социальные навыки, выполнять социальную роль в сотрудничестве с другими людьми).
Компетенция личностного саморазвития (трудиться самостоятельно над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, уметь соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки и свою жизнь).


Просмотров: 132 | Загрузок: 51
Автор: Басова Н.Д.
Теги: дроби
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar